БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд

Люблю я казаченьку

Категория: Альбомы ансамбля «Чапура»
Описание: Свадебные обрядовые, плясовые и другие песни
Исполнитель: «Чапура», женский фольклорный ансамбль казачьей песни, г. Санкт-Петербург
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Рассказать друзьям:

Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Facebook
Twitter
Купить диск

Слушать песни:

Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:

1. Солнышко восходя - лирическая

      

Солнышко восходя, я же да журюся,
А заходя плачу

А заходя плачу
Кого в свете я же полюбила, того не побачу

Того не побачу
Кого в свете я же ненавижу – завсегда я вижу

Завсегда я вижу
Подуй, подуй буйнай ветерочек с глубокого яру

С глубокого яру
Прибудь, прибудь да мой размиленький с далекого краю

2. Долина моя, долинушка - лирическая

      

Далина мая была, далинушка, а ну ши да была,
Е-е-е-ой, раздол(и)я маё было широкая,
Е-е-е-ой, раздол(и)я маё было широкая.

Как с-пад этаго ну ши с-пад раздолью, а ну ши да было,
Е-е-е-ой, солнца ши красная ана выкаталася ши, да солнца,
Е-е-е-ой, солнца ши красная ана выкаталася, ши, да солнца.

Как с-пад этаго из-пад солнца, а ну ши да было,
Е-е-е-ой, туман(ы), братцы, а он расстилается ши, да туман,
Е-е- -ой, туман(ы), братцы, а он расстилается ши, да туман.

Как с-пад этаго ну с-пад туману, а ну ши да было,
Е-е-е-ой, заря ши белая ана занималася ши, да заря,
Е-е-е-ой, заря ши белая ана занималася ши, да заря.

3. Во горушке сильной дождь - лирическая

      

Во горушке сильнай дождь, ва поле ши да туман,
Э, ох(ы), да туман, туман, бабочки,
Да скажи душа доб(ы)рай час.

Ска…ох(ы) скажи, душа, доб(ы)рай час,
Э, ох(ы), да не в ту пору времичика
Миня да мама радила.

Да не собравши с разумом,
Взела замуж отдала.

Да отдал меня батюш(и)ка
Замуж, а он далеко.

Да не родная мачеха
Да ещё дальше того.

Да приказал мне да батюш(и)ка
Семь лет в гостях не бывать.

А неродная мачеха
Да па век глазам не видать.

А я ши, маладёшен(и)ка, да
За сем(ы) дён саскучилась.

Да была б я кукушечикой,
Палетела к бате в сад.

Да села б я на яб(ы)лон(и)ку, да
Стала б громко куковать.

Да своим(ы) громким(ы) голасом(ы)
(У)весь сад(ы) я аглушу́.

Да своими причётами
(У)весь сад(ы) я зал(и)ю.

4. Веточка виноградовая - свадебная

      

Веточка, да веточка виноградовая, веточка виноградовая,
Пашто рана бита лежишь, пашто рана бита лежишь.

Бита лежиш(и),
Рана марозы били мене, рана марозы били мене,
Утром(ы) росы мачили мине, утром(ы) росы мочили мине.

…чили мине, да
В(ы) ту пору Андрея нет, в ту пору Николаевича
Дома не с(ы)лучиласе, дома не с(ы)лучаласе.

…чиласе, да
Он(ы) поехал(ы) во Москву, он поехал(ы) ва Маскву,
Привезёть масковач(и)ку, привезёть масковач(и)ку.

…сковачку, да
Он(ы) паехал(ы) ва Люту, он(ы) паехал(ы) ва Люту,
Привезёть лютовач(и)ку, привезёть лютовач(и)ку.

…товачку, да
Он(ы) паехал(ы) в Грузию, он(ы) паехал(ы) в Грузию,
Привезёть грузинач(и)ку, привезёть грузинач(и)ку.

…зиначку, да
Ты, мая масковач(и)ка, ты, моя масковач(и)ка,
Стели м(ы)не пастелицу, стели м(ы)не пастелицу.

…стелицу, да
Ты, моя лютовач(и)ка, ты, моя лютовач(и)ка,
Клади в из(ы)галовьицу, клади в из(ы)галовьицу.

…ловицу, да
Ты, моя г(ы)рузиноч(и)ка, ты, моя г(ы)рузиноч(и)ка,
Ты разуй(и) разден(и) миня, ты разуй(и) разден(и) миня.

…здень меня, да
Ты, моя Тат(и)янушка, ты, моя Борисов(ы)на,
Ложися на рученькю, ложися на праваю.

…праваю, да
А я тибе, д(ы)руг(ы), люблю, а я тибе, д(ы)руг(ы), люблю,
В белом(ы) теле, как(ы) душу, в белом(ы) теле, как(ы) душу.

5. Отдавали молоду на чужую сторону – свадебная

      

Отдавали молоду во чужую сторону
Во чужую сторону да в несогласную семью
Вот свекор говорит – к нам медведицу ведут
А свекровья говорит – к нам люту змею ведут

А деверья говорят к нам непряху ведут
А золовки говорят – к нам неряху ведут
А две тетушки стоят да и про то же говорят
А я была молода да и не знала что сказать

Вот медведь то в лесу – свекор батюшка
А в лесу люта змея да то свекровьюшка моя
Вы деверья соколы да у вас жены таковы
Вы золовки вы плутовки, вам самим замуж идти
А вы, тетушки мои, убирайтесь под чарты

Муж на лавочке сидит, на меня косо глядит
Хоть косися – не косися, а я тебе не боюсь

6. Голова моя, беззаботная - круговая

      

Голова моя беззаботная
У моей головушки все заботушки
Все заботушки, один милай друг
Один мила друг и тот любит двух

Я встану раненько, умоюсь беленько
Умоюсь беленько, погоню скотину
Погоню скотину, скажу девкам диву
За что младу били, за что колотили

За житье-бытьё за вчерашнеё
За мужнину шапку, за бабью ухватку
Он ложится спать не по-людскому
Не по-людскому, по-дурацкому

Он на край лицом, ко мне спиною
Ко мне спиною, с хворостиною
Повернись ко мне, отвернись к стене
У твоей жене, у твоей дуре

Хвост оборванный, весь обдерганный
А у меня младой подол льняной
Шит бумагами, синими нитками
Синими нитками, с перевитками

7. Ты конторушка моя, контор государева - плясовая

      

Ты канторушка мая, да катор(а) гасударева,
Ты канторушка мая, да катор(а) гасударева.

Канторушка рас(ы)творилась, красна девица зашла,
Канторушка рас(ы)творилась, красна девица зашла .

Она Богу помолилась на четыре с(ы)тараны.
Молодому писарёч(и)ку пок(ы)лон(ы) верный отдала.

Пок(ы)лон(ы) верный отдала, да из(ы) кон(ы)торы вон(ы) пошла.
Ентот писар(и) догадался, он за девицей погнался.

Он догнал крас(ы)ну девицу в середи её пути.
В середи её пути, да сирёдь широка д(ы)вора.
Ты скажи, скажи, девица, верно любишь ли миня.

8. Да зеленая дубравушка ты моя - свадебная

      

Да зелёная дубровушка, ты мая,
Да лёли, лёли, ой(и), лёли, ты мая.

Каму енту дубровушку сеч(и)-рубит(и),
Лёли, лёли, ой(и), лёли, сеч(и)-рубит(и).

Каму ж енту да зелёнаю скарянит(и),
Лёли, лёли, ой(и), лёли, скарянит(и).

Сеч(и)-рубить да дубровушку Ивану.
Как нашева да Иванушки дома нет.

Как нашева да Сергеевича не с(ы)лучилось.
Паехал(ы) наш да Иванушка в ин-горад.

Паехал(ы) наш да Сергеевич….
В ин(ы)-горад, да на вытарги таргавать.

Ён сваво да ворана коня прадавать.
Да етава, да ворана коня шур(ы)мують.

Да етава, да ворана коня вин(ы)туюсь.
Я сваиго да ворана коня не п(ы)радам.

Я заеду к тёще в(ы) даром дам.
А я даром дам, а я даром дам, так(ы) подарю.

Харошаю да Мар(и)юшку с сабою вазьму.
Харошаю да Владимирав(ы)ну за сибя.
За сибя жа, за галовушку за с(ы)ваю.

9. Ольха моя зёленая - свадебная

      

Ольха, ольха мая, ольха зелёная, да
Лёли, лёли, лёли, да лёли, лёли, лёли.

Ольха зелёная, кара залатая, да
Лёли, лёли, лёли, да лёли, лёли, лёли.

Кара залатая, девка маладая.
Девка маладая па лесу гуляла.

Па лесу гуляла, кару калупала.
Кару калупала, чаши напол(ы)няла.
Чаши напал(ы)няла, баярей угащала.

10. Сгоркнула голубушка - свадебная

      

Сгор(ы)кну́ла да и галу́буш(и)ка вы галуб(ы)не,
О-ой(и), лёли, о-ой(и), лёли, лёли в галуб(ы)не.

Атзыва́л(ы)се да сизой(и) голуб(ы) на д(ы)варе,
О-ой(и), лёли, о-ой(и), лёли, лёли на д(ы)варе.

– Чо жа ты, да галу́буш(и)ка воркуешь?
– Как(ы) жа м(ы)не́, да сизой(и) голубь, не гурковат(и)?
– Где жа мы, да сизо(и) голубь, жит(и) будем(ы)?
– Жит(и) будем, да и галубуш(и)ка, в(ы) галуб(ы)не.

11. Ой, чарочка-чапурушка – застольная

      

Ой, чарач(и)ка, чапурушка,
Ой, чарач(и)ка, чапурушка,
Чапурушка, кума, чапурушка,
Чапурушка, кума, чапурушка.

Уж я табе чапурухну,
Уж и я табе чапурухну,
Ой, чапурухну, кума, чапурухну,
Чапурухну, кума, чапурухну.

У донушко поцалую,
У донушко поцалую,
Ох, поцалую, кума, поцалую,
Поцалую, кума, поцалую.

12. Соезжала Машенька со двора - свадебная

      

Саезжала да и Машенька са двара,
Ой, саламила да(й) берёзан(и)ку са вер(ы)ха,
Ой(и), ты стой-расти, да и берёзан(и)ка, без(ы) вер(ы)ха,
Ой(и), живи, живи, родна мамен(и)ка, без меня,
Ой(и), без меня жа, да(й) без девичей красоты,
Ой(и), без меня жа, да(й) без девичей красоты.

13. Как во поле травка стелется - свадебная

      

Как ва поле травка стелется, галубой цветок белеется,
Э-ой, ли, ой, лёли, лёли, лёли да, галубой цветок белеется.

Галубой цветок белеется, маладой(и) Ваня женится,
Э-ой, ли, ой, лёли, лёли, лёли да, маладой(и) Ваня женится.

Маладой(и) Ваня женится, маладую себе Машеньку берёть.
Маладую, всё харошенькая, белоличка, чернобровенькая.

У нас Машенька абманщицей была, да гаварила, что я замуж не пайду.
Услыхали, что прасваталася за такова, за харошенькава.

За такова, за харошенькава, за Ванюшку за малоденькава.
А у Вани только думачка была, да чтобы Маша его жиначкай была.

Чтобы Маша его жиначкай была, за сабою весь парядачек вела.
За сабою весь парядачек вела, а свекрухе чтоб угодницей была.

14. У нас на столе, на дубовом столе - свадебная

      

У нас(ы) на стале, да на дубоваим(ы) столе, да
У нас(ы) на стале, да на дубоваим(ы) столе.

Там стаит купеля зилёнава вина, да
Там стаит купеля зилёнава вина.

Запущёна чарачка сиреб(ы)риная.
Да сиреб(ы)реная да позолочиная.

15. Чёрная галка - свадебная

      

Черная галка да чичётачка на раките сидела,
Ой, лёли, ой(и), лёли, на раките сидела.

Хател(ы) гал(ы)ку да чичётач(и)ку да ракит(ы) спаламит(и),
Ой, лёли, ой(и), лёли, да ракит(ы) спаламит(и).

Ни спаламил(ы), ни спаламил(ы), толька(я) нахилилы.
Ой, кустик(ы) мой да ракитавай, ой, как(ы) жа нам быти.

Ой, как нам быти, как нам жити, как нам(ы) разлучаться.
Разлучут(ы) нас, да разлучут нас всё буйнаи ветры.

Буй(и)наи ветры, буй(и)наи ветры, да лютыя моро(ё)зы.
Люты марозы, люты марозы, да снега глубакия.

16. Ты, грушица моя - свадебная

      

Ты, грушица, грушица мая, да
Ты, груша, зелёна садова.

Ты, груша, зелёна садова, да
Пашто ты не зелена стаишь.

Пашто ж ты не зелена стаишь, да
Пашто не лазорива цветёшь.

Как жа мне не зеленай быть.
Да как жа лазорива цвесть.

Из-под(ы) низу ключики бьють.
С вершинуш(и)ки солнушка печёть.

Пад грушаю светлица стаить.
Ва светлице девица сидить.

Разумнаи речи гаварит.
А нонча такие в(ы)римена.

В чужих жён харошаи мужья.
А у вдовушек дальние друзья.

Дальний друг – велика сухата.
Ближний друг – свиданий навсигда.

17. Сербиянка - частушки

      

Сербиянка плоится,
К вечеру готовится,
Разрешите, Сербиянка,
С вами познакомится.

А я пойду на тот конец –
Сербиянку бьеть атец.
Посмотреть хотелося,
Как она вертелася.

Сербиянку брошу в ямку,
Пусть она валяется,
А интересно посмотреть,
Чем она питается.

Сербияне сено косють,
А сербияночки гребуть.
А сербияне воду носять,
А сербиянки подають.

Сербиянка с печки бряк,
Растянулась, как червяк,
По полу катается,
Да за землю хватается.

18. Ой, да шкода вечерочек - лирическая

      

Ой, да шкода, ш(и)кода, вичирочикам,
Что в нас была вчора.

Что в нас была вчора,
Ой(и), да вчора, в(ы)чора, пазав(ы)чора,
Девичия воля.

Девичия воля,
Ой(и), да дев(ы)ка коня напувала,
Конь дарожку чуя.

Конь дарожку чуя,
Ой(и), да чуя, чуя кон(и) дарожку,
Где милай начуя.

Где милай начуя,
Ой(и), да начуй, начуй, мой милен(и)кий,
Начуй, абымай(и)ся.

Начуй, абымай(и)ся,
Ой(и), придёш(и) дамой, рассукин(ы) сын,
Дай(и) не признава(и)ся.

Дай(и) не признавайся,
Ой(и), палавина саду рас(ы)тёть,
Палавина вяна.

Палавина вяна,
Ой(и), да любил(ы), любил(ы) рассукин(ы) сын,
А теперь не гляня.

А теперь не гляня,
Ой(и), да палавина хмелю рас(ы)тёть,
Палавина вьётся.

Палавина вьётся,
Ой(и), да любил(ы), любил(ы) рассукин(ы) сын,
А теперь смеётся.

19. Отойди, тоска на время - лирическая

      

Атайди, таска, ши да на времичка, да
Я до Саши палечу, ой-и,
Атайди, таска, ши да на времичка, да
Я да Саши палечу.

Я, ой, да Саши ж, а я палечу, а ой,
Упаду я на каленачки, да
Пращеньица папрашу, о-и,
Упаду я на каленачки, да
Пращеньица папрашу.

Пра-о-щеньица, а я папрашу, а ой,
Ты прасти, прасти ши, да Сашурачка, да
Прасти, душачка, за в(ы)сё, о-и,
Ты прасти, прасти ши, Сашурачка, да
Прасти, душачка, за в(ы)сё.

Пра-о-сти, душачка, ши да за всё-а, а ой,
Я за в(ы)сё тебя ши да пращаю, да
В адном деле не пращу, о-и,
Я за в(ы)сё тебя ши да пращаю, да
В адном деле не пращу.

Ва одном деле а я ни пращу, ой
Как ты клялся и божил(ы)ся, да
Што па век Сашу люблю, о-и,
Как ты клялся и божил(ы)ся, да
Што па век Сашу люб(ы)лю.

Што-о па век Сашу ши да люблю, ой
А теперя казак(ы), вар(ы)вар(ы)-вар(ы),
Надсмеял(ы)ся нада м(ы)ной, о-и,
А теперя казак(ы), вар(ы)вар(ы)-вар(ы),
Надсмеял(ы)ся ж да нада м(ы)ной.

На-о-дсмеял(ы)ся ши да над(ы) м(ы)ной, ой
Нада м(ы)ною маладою, да
Раскрасиваю такой, о-и,
Нада м(ы)ною маладою, да
Раскрасиваю такой.

20. Ой, ты, Ванька - лирическая

      

Ой, ты, Ванькя, да чёрнай цыган(ы),
Выхади гулять на выгон,
Ай-я, яй-я, ай-я, яй-я,
Выхади гулять на выгон.

Хоть на выгон(ы), хоть на балку,
Расставаться, ох, с табой жалкя,
Ай-я, яй-я, ай-я, яй-я,
Расставаться, ох, с табой жалкя.

Лёд расстая, ды вада будя,
Один брося, другой будя.

А пад мостом(ы) рыба вьётся,
А у девчонки сердце бьётся.

А на мосте вербы гнутся,
А у девчонки слёзы льются.

Они льются да хот(и) не даром –
Пашёл Ваня, ох, па-над яром.

Пашёл Ваня далиною,
Пашёл Ваня, ой, да с другою.

21. Вот ишёл я по дороге - шуточная

      

Вот ишёл я по дороге,
Вот ишёл я по дороге,
Па дароге шёл я сам сабе.

Вот нашёл жилизяку,
Вот нашёл жилизяку,
Жилизяку нашёл я сама сабе.

Вот пашёл я ва кузняку,
Вот пашёл я ва кузняку,
Ва кузняку пашёл я сам сабе.

Сковал сабе тапаряку,
Да сковал сабе тапаряку,
Тапаряку сковал я сам сабе.

Как пашёл я ва лесяку,
Как пашёл я ва лесяку,
Ва лесяку пашёл я сам сабе.

Срубил сабе дровеняку,
Срубил сабе дровеняку,
Дровеняку срубил я сам сабе.

Да убил я мидвядяку,
Да убил я мидвядяку,
Мидвядяку убил я сам сабе.

Ободрал(ы) я шкуриняку,
Ободрал(ы) я шкуриняку,
Шкуриняку ободрал я сам сабе.

Да и сшил сабе (жане) шубиняку,
Да сшил сабе (жане) шубиняку,
Шубиняку сшил я сам сабе.

22. Вы, цыгане, люди бедные - плясовая

      

Вы цыгане люди бедные
Разменяйте деньги медные

Вы цыгане люди злые
Носять кольца золотые

У цыганки над глазками
Вьются кольца завитками

Ты, цыганка, а я цыган
Выходи гулять на выгон

Цыган едя на линейке
А цыганка на скамейке

Цыган едя – тройка скача
А цыганка сидя плача

23. Шумят вербы - лирическая

      

Шумят вербы на край гребли
Что я насадила

Нема ши того казаченки
Что я полюбила

Нема его да не будет
Поехал в Одессу

Сказал расти девчоночка
На другую весну

Росла, росла девчоночка
На ту пору стала

Ждала, ждала казаченку
Да и плакать стала

Плачьте очи, плачьте кары
Такова ваша доля

Не я его полюбила
Полюбила мати

Заставила дочку
Повекгоревати

24. Люблю я казаченьку - плясовая

      

Люблю я казаченку, люблю маладого, люблю маладого.
Люблю маладого, из пал(ы)ка любого, из пал(ы)ка любого.

Приехал казаченька ка Стёпачке в гости, ка Стёпачке в гости.
Недавно приехал, опять уезжаеть, опять уезжаеть.

Опять уезжаеть, Стёпачку брасаеть, Стёпачку брасаеть.
Заначуй, казаченька, хоть ночку са мною, хоть ночку са мною.

Хоть я заначую, буди меня рано, буди меня рано.
Буди меня рано, чтоб не рассветало, чтоб не рассветало.

Проснулся казаченька воз(ы)ле деваньки, воз(ы)ле деван(и)ки.
Уже барабнщики в барабан прабили, в барабан прабили.

Уже музыкантики музыку про(и)грали, музыку про(и)грали.
Музыку про(и)грали, каней паседлали, каней паседлали.
Каней паседлали, са двара съезжали, са двара съезжали.

Купить диск

ОПИСАНИЕ АЛЬБОМА

В сознании народа прочно укрепился образ казака – удалого отважного воина, защитника родной земли опытного в походах, который воспет в былинах и песнях. О женщине-казачке мы узнаём, когда на чужбине, на войне в разлуке мысли героя обращаются к любимой, верно ожидающей его с далёкого края, бережно хранящей тепло домашнего очага.

Репертуар женского фольклорного ансамбля «Чапура», который уже шесть лет существует под покровительством Фонда казачьей культуры, представлен свадебными, лирическими, шуточными и плясовыми песнями различных региональных казачьих традиций. Освоение участницами ансамбля аутентичной манеры исполнения началось со знакомства с экспедиционными записями станицы Расшеватская Новоалександровского района, станицы Старопавловская Кировского района, станицы Баклановская и посёлка Передовой Изобильненского района Ставропольского края. С 2009 года молодые исполнительницы принимают участие в полевых исследованиях музыкального фольклора Северного Кавказа под руководством президента Фонда казачьей культуры Юрия Ефимовича Чиркова, который также является художественным руководителем ансамбля «Чапура». Непосредственное общение с мастерами подлинного народного пения позволяет более глубоко погрузиться в традиционную культуру Ставрополья.

В станицах Расшеватской, Баклановской и посёлке Передовом сформировались местные фольклорно-этнографические коллективы, сохранившие в памяти старинные казачьи песни и своеобразную в стилевом отношении исполнительскую манеру. Бархатное грудное звучание лирических песен с протяжёнными распевами проникает в душу. Поэтическое содержание песен «Солнышко восходя» (ст. Расшеватская), «Долина моя, долинушка» (ст. Баклановская), «На горушке сильной дождь» (г. Изобильный), «Ой, да шкода вечерочек», «Шумят вербы» (п. Передовой) обращает внутренний взор слушателей к образам природы, тонко перекликающимся с переживаниями девичьего сердца. Каждая песня начинается ярким индивидуальным зачином. Голос запевалы – самой опытной и уважаемой певицы – насыщенным глубоким звучанием рождает напев, который подхватывает множество голосов, сливаясь в единую полноводную реку. Словно солнечные блики искрится, выстраивая свою линию, верхний голос, чтобы затем слиться вместе со всеми в последнем тоне.

Свадебные обрядовые и плясовые песни представляют наиболее ранний историко-стилевой слой женского казачьего фольклора. В свадебных песнях «Отдавали молоду на чужую сторону» (ст. Расшеватская), «Да зелёная дубровушка ты моя» (п. Передовой), «Ольха моя зелёная», «Сгоркнула голубушка», «Чёрная галка», «Ой, чарочка-чапурушка» (ст. Баклановская), «Соезжала Машенька со двора», «Как во поле травка стелется» (ст. Старопавловская) слышаться отголоски южнорусской песенной традиции. Бесконечно продолжающийся неравномерный ритм, крепко удерживающий тесно переплетающиеся голоса, сохраняет постоянное эмоциональное напряжение. Исполнители, повинуясь единой движущей силе, увлекают слушателя в поэтический мир свадебного ритуала, где все усилия направлены на благополучное соединение двух родов, величания жениха и невесты, магического скрепления нового союза.

Благодаря записям Андрея Кабанова 1968-69 гг. из станицы Червлёной, Курдюковской и Гребенской Шелковского района Чеченской республики участницы ансамбля «Чапура» получили возможность приобщиться к уникальной традиции женского «тонкого» пения гребенских казаков на Северном Кавказе. Стройное звучание высоких звонких голосов поражает воображение, заставляя вспомнить образ гордых статных красавиц в шёлковых кубельках с серебряными «наборными» поясами. Лёгкое звучание многоголосных напевов свадебных, лирических и плясовых песен поддерживается чётким акцентированным ритмом, значимость которого подчёркивается игрой на традиционных народных ударных инструментах: «тулумбас», «кавказский барабан», которые были заимствованы от соседних кавказских народов. Также для ритмического сопровождения могли использоваться крышка деревянного стола, медный таз или металлическое ведро. Владение игрой на ударных инструментах – особое искусство, которое было воспринято народными исполнителями с молоком матери, тогда как профессиональным музыкантам требуются месяцы тренировок, чтобы овладеть этим мастерством.

Впервые в исполнении женского ансамбля казачьей песни «Чапура» представлены бесценные образцы музыкального фольклора Северного Кавказа. Молодые голоса доносят до широкого круга слушателей традиционную бытовую песенную культуру терских и гребенских казаков. Каждая песня не только представляет жемчужину вокального искусства, но и раскрывает внутренний мир женщины-казачки, подлинную народную мудрость и красоту русской души.

Состав ансамбля «Чапура»
Наумова Ксения
Быстрова Ксения
Калинина Мария
Возжаева Екатерина
Хван Анна
Мельникова Альбина
Баскакова Елена
Чуракова Мария

А так же благодарим за участие в записи альбома:
Светлану Зимину
Марию Парфенову
Марию Шейченко
Елену Черменину
Антона Снопова
Максима Сасова
Максима Варкуна

Кавказский барабан, тамбурин, тулумбас, крышка стола – Ксения Быстрова

Благодарность

Ансамбль «Чапура» выражает сердечную признательность жителям и хранителям казачьих традиций:
п. Передовой:
Пожидаеву Сергею Васильевичу
ансамблю «Боевая единица»
Чуриковой Александре Ильиничне
Самохваловой Марии Петровне
Заводновой Галине Васильевне
Горборуковой Таисии Стефановне
Крючковой Вере Ильиничне

Станица Баклановская:
Гусеву Дмитрию Алексеевичу
ансамблю «Долина»
Чесовой Вере Николаевне
Жидковой Александре Яковлевне
Смолянкиной Зинаиде Петровне
Морозовой Раисе Ильиновне
Кононовой Раисе Ивановне

Станица Расшеватская:
Хайдаковой Валентине Никаноровне

Хутор Чапцев:
Выходцеву Николаю

Хутор Красночервонный:
Семье Петровых

Станица Екатериноградская:
Долженко Надежде Семеновне

Купить диск

Создание сайта - Интернет-агентство DIGIT8
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд
БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры