БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд

Оседлаю я коня

Категория: Альбомы этнографических исполнителей
Описание: Традиционные песни казаков Кавказской линии (песни казаков азово-моздокской линии)
Исполнитель: Этнографический ансамбль станицы Баклановская (Изобильненский район, Ставропольский край)
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Рассказать друзьям:

Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Facebook
Twitter
Купить диск

Слушать песни:

Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:

1. Христос с учениками

      

Духовный стих

Христос с учениками из храма выходит,
Пред крестнаю смертью сваей,
Наполнены скорбью, прощальными славами,
Учил он любимых друзей.

Скажи нам, Учитель, последнее слово,
Пака ещё с нами живёшь,
Скажи нам, Учитель, когда эта будет,
Когда` ты судить нас придёшь?

Услышите, войны, военные слухи,
Восстанет народ на народ,
И будут болезни, и глады, и моры,
И братская кровь потечёт.

Увянется вера, угаснет надежда,
В сердцах охладеет любовь,
И многие люди тогда соблазнятся,
Прольётся невинная кровь.

2. Мимо Раю блаженного

      

Духовный стих

Мимо раю блаженного дорожка лежит, / 2р.
По той стёжке, по дорожке два ангела идут, / 2р.
Два ангела-архангела с душой говорят:
«Пошто` ты, душа прегрешная, мимо раю идёшь,
Мимо раю блаженного, к нам в рай не зайдёшь?

А у нас в раю растёт древа кипариснае,
На деревцах отросточки серебристые,
На отросточках сидять пташки, пташки райские.
Они поют, поют псалмы хирувимские,
Они поют, они поют – Бога славят».

3. Вниз по матушке было по Волге

      

Лирическая

Вниз па матушке было ж(и) да па Волге, ой,
По широкому было ж(и) да раздолию.

По широкому было ж(и) да раздолию, ой,
Разыграласи на море ж(и) да невзгодушка.

Разыграласи на море ж(и) да невзгодушка, ой,
Нев(ы)згодушка она` небольшая.

Невзгодушка она небольшая, ой,
Небольшая, толькя ветравая.

Небольшая, толькя вет(ы)равая, ой,
Нечево в волнах(ы) было ж(и) да не видна.

Нечево в вал(ы)нах(ы) было ж(и) да не видна, ой,
Тол(и)кя вид(ы)на, што краснаи лодачки.

Толькя вид(ы)на, што крас(ы)наи лодачки, ой,
Крас(ы)наи лодачки, брат(ы)цы, да ж(и) краснеють.

Краснаи лодачки, братцы ж(и), да краснеють, ой,
Белаи парусы, все братцы ж(и), да белеють.

4. Во лугах было

      

Купальская

Во лугах было, было-то`та во лужочку,
На крутеньким было-то та бережочку,
Наверху крутой горе, на шал(ы)ковай было на траве. / 2р.

Там девушки, в рощицах они гуляли,
Сы травы цветочики они срывали
И веночики, ой, да пляли, е, каждая девка сама по себе`. / 2р.

На веночиках девушки ж(и) да гадали,
Разом в речку венки они побрасали,
Чей веночек ва…., ой, восплывёт, е, значит(и) миленький её живёть.

Одна девушка, ростом она не большая,
Громким голосом девушка ж(и) да вскричала:
Мой веночек спа…, ой, спатонул, е, значит(и) милай меня обманул.

5. Выйду я на горушку

      

Свадебная

Выйду я на горушку, посмотрю на зорюшку,
Не вижу милова, сердечного своего.

Не вижу милого, сердечного своего,
Сойдёмся – побранимся, разойдёмся, бросимся.

Скажи, моя милая, с каких пор любишь меня?
С тех пор я люблю, как гуляли во саду,

Мы по садику ходили, по зелёнам гуляли,
Па зелёнам гуляли, два яблочка сорвали.

Перваю раскусила – тебя милай полюбила,
А втарую раскусила – милым дружкам назвала,

Мой милый, чёрт паршивый, вдоль по улице прошёл.
Вдоль по улице прошёл, ко мне в гости не зашёл,
Ко мне в гости не зашёл, и в окошко не взглянул.

Как на этой окошке лежала предмета,
Лежала предмета – с винограду вета.

Виноград растёт на ветке, соловей поёт во клетке,
Соловей мой, соловей, воспой песенку нову,

Воспой песенку нову про жись мою такову.
Жись моя такова до чего ж ты довела,
Довела меня любовь до славушки до худой.

6. Ой, горы вы Закавказские

      

Лирическая

Ой, горы, горы, е-ой, Закавкайскаи, ой, да
Горы, а вы Закав(ы)ка…, ой, Закавкайскаи.

Закавкайскаи, е-ой, спародили, а выж(и) да горы, ой, да
Горы, а вы речку бы…, ой, речку быстраю.

Речку быстраю, е-ой, как на етай, ой, на речке, ой, да
Стаял(ы), а он куст раки…, ой, куст ракитавай.

Куст ракитавай, е-ой, как на етам(ы), ой, на кусту, ой, да
Сидел(ы), а он млад сизо…, ой, млад сизой, ой, да орёл.

Млад сизой орёл, е-ой, во когтях(ы), а он(ы) да дер(ы)жал, ой, да
Дер(ы)жал(ы), а он(ы) чёрнава во…, ой, чёр(ы)нава ворона.

Чёрнава ворана, е-ой, он ни пьёт(и), а он ни клюёт, ой, да
Он всё ж(и), а он всё расспра…, ой, всё расспрашивал.

Всё расспрашивал, е-ой, да и где ж(и) ты ж(и) да литал, ой, да
Летал(ы), а ты распралё…, ой, распралётывал.

Высако` летал, е-ой, с высоты, а я ж(и) да видал, ой, да
Горы, а вы Закав(ы)ка…, ой, Закав(ы)кайскаи.

7. Да кукушечка, моя душечка

      

Уличная

Да кукушачка, мая душачка,
Ку-ку, ку-ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку, ку-ку.

Да куда лятишь, да куда спяшишь?
Да туда лячу, да туда спяшу.
Да у том лясу живёт девушка,
Да ана` мая палюбовница.

8. Для кого любовь отрада

      

Романс

Для кого любовь отрада, эх,
Для меня отрады нет,
Ах, зачем я, разнесчас(ы)ная,
Завродилася на свет. / 2р.

Злые люди мне в обиду, эх,
Хотят с милым разлучить,
А я с горя, из-за рев(ы)насти,
Брошу милава любить. /2р.

Брошу горитца, печалитца,
Брошу горе горевать,
Моя молыдасть загуб(ы)лина
Не воротитца назад.

9. Долина моя была, долинушка

      

Лирическая

Долина моя была долинушка, она` ж(е) да было,
Е-ой, раз(ы)долия моё была широкая. / 2р.

Как с пад этава она` с пад раздолью она ж да было,
Е-ой, солнца ж(и) красная она выкаталася ж(и), да солнца. / 2р.

Как с пад этава(й) с пад солнца она` ж(и) да было,
Е-ой, туман(ы), братцы, а он расстилаетца ж(и), да туман.

Как с пад этава оно с пад туману оно ж(и) да было,
Е-ой, заря ж(и) белая она занималася ж(и) да заря.

10. Из-под тучки черный дым выходил

      

Плясовая

Из под тучки чёрнай дым выходил,
Ой-ну, ой-ну, выходил, ой-ну, ой-ну выходил.

У вечеря ко мне милай приходил,
Полдюжины вина, пива приносил.

А я бабочка не дурочка была,
Полдюжины вина, пива выпила.

Как из этава вина, я и сделалась пьяна.
Я пьяна, пьяна, пьяна, ударила гопака.

Гопа-гопа…, гопачёк, молоденький казачёк,
Не носи ты фуражечку на бочёк.

Не люби ты малоденьких девочек,
А люби ты малоденьких бабочек.

11. Заигрыли музыканты и пустились ноги в пляс

      

Частушки под лезгинку

Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,
Мы бакланавски казачки пропоём сейчас для вас.

Пр.:
Тай-да-рай-да, рай-да-рай-да, тай-да-рай-да, рай-да-да,
Тай-да-рай-да, рай-да-ра-да, тай-да-рай-да, ра-да.

Или я тебе не пара, или я не хороша,
Так какую ж тебе надо, окаянная душа.
Пр.:

Меня сватали – карили, да просватали – карят,
Всех карёных разобрали, а хвалёные сидят.
Пр.:

Всю картош(и)ку поели колорадские жуки,
Нам картош(и)ки не надо, лишь бы были мужики.
Пр.:

А я учёра на ночи, а заблудилась на печи,
На краю лежал мешок, я думала жанишок.
Пр.:

За границей я была, за границей пела,
За границей радилась, кому какое дело?
Пр.:

А я убила петуха, зарубила курицу,
Улажила мужа спать, а сама на улицу.
Пр.:

12. На родимую сторонку

      

Лирическая

На родимую сторонку сокол ясный прилетел,
И на ветку молодую тихо, робко он присел. / 2р.

От чего ты так не весел, сизай, крылья опустил
И головушку повесил, хвост печально опустил? / 2р.

Там на море, море синем соколицу я любил,
И вдруг ворон, ворон чёрный у меня её отбил.

От того я так не весел, сизы крылья опустил
И головушку повесил, хвост печально опустил.

13. Оседлаю я ж коня

      

Молодецкая лирика

Оседлаю ж(и) я коня, коня вороного,
Я пом(ы)чусь, а я полечу лег(ы)ше сокола. / 2р.

Я помчусь, а я полячу, легче сокола,
Через поля, а я за моря в дал(и)нию сторону. / 2р.

Через поля, а я за моря в дал(е)нию сторону,
Собярусь, а я снаряжусь доб(ы)рым(ы) молодцом.

Собярусь, а я снаряжусь, доб(ы)рым(ы) молодцом,
И приг(ы)лянус(и) я опять красным девицам.

И приглянус(и) я опять крас(ы)ным(ы) девицам,
Никог(ы)да она не взойдёть солнца с запада.

Никогда она не взойдёть солнца с запада,
Никагда она не вернётца преж(и)ния молодость моя.

14. Ой, чии то волы по горам ходили

      

Лирическая

Ой, чии-то волы по горам ходили, ой,
Одного казаченьку три девки любили.

Одного казаченьку три девки любили, ой,
Первая ж да любила, кольцо подарила.

Первая любила, кольцо подарила, ой,
Вторая ж да любила, рубашку купила.

Вторая любила, рубашку купила, ой,
Третия ж да любила, детей много было.

Третия любила, детей много было, ой,
Не журись, казаченька, с моими детями.

Не журись, казаченька, с моими детями, ой,
Ты поедешь в поля, дети за тобою.

Ты поедешь в поля, дети за тобою, ой,
Ты будишь косити, дети загребати.

Ты будишь косити, дети загребати, ой,
А я молодёшенька – обедать варити.

А я маладёшинька – обедать варити, ой,
Обедать варити, да в поля носити.

Обедать варити, да в поля носити, ой,
Сядем мы обедать под зелёнай дубочек.

Сядем мы обедать под зелёнай дубочек, ой,
Зелёнай дубочек на яр спахилился.

Зелёнай дубочек на яр спахилился, ой,
Молодой казачек, чего зажурился?

15. Ой, младенький наш Иванушка

      

Плясовая свадебная

Ой, младенький, ой, младенький,
Ой, младенький наш Иванушка. / 2р.

Хорошенький, хорошенький,
Хорошенький наш Петреевич. / 2р.

Пашто тебе долго с вечера нет,
Али в тебе всё привадушка есть?

Привадушка всё у тёщи во дворе,
А у тестя в высоком(ы) тереме,

В высоком(ы) тереме светла ж Аннушка душа.
А она тебе всё привадила младца,

Привадила, приголубила младца,
Заставила часто в гостюшки ходить.

Часто в гостюшки гостинчики дарить,
Гостинчики – сладки прянички.

16. Осенние ночи

      

Свадебная

Осенние ночи, осенние ночи,
Не спал(ы) до полночи, не спал(ы) до полночи.

Не спал(ы) до полночи, не спал(ы) до полночи,
Стал я засыпати, стал я засыпати.

Стал я засыпати, горя забывати,
Горя забывати, пришла ко мне радость,

Пришла ко мне радость, радость дорогая,
Радость дорогая – Сашура милая.

Сашура милая вышла на крылечко,
Вышла на крылечко, блеснуло колечко,

Блеснуло колечко, стал я засыпати.
Стал я засыпати, горе забывати,

Горе забывати, пришла ко мне радость,
Пришла ко мне радость, радость дорогая,
Радость дорогая – Сашура милая.

17. Чарочка моя серебряная

      

Заздравная

Чарочка моя, серебряная,
На золоте написаная. / 2р.
Кому чару пить, здравому быть,
Кому на веселье, а нам на здоровье? / 2р.

Ура, ура! Пьём до дна!

18. Гости милые посидите в нас

      

Застольная

Гости милаи, посидите в нас,
Посидите в нас, мы забавим вас.

Посидите в нас, мы забавим вас,
Мы сыграем вам песню новаю.

Песню новаю, новомоднею.
На пячи мужик пашеньку пахал,
Пашеньку пахал, канапель сеял,
Родную мамушку всё: «ну-ну, ну-ну»,
Роднаю жёну всё: «тпру-тпру, тпру-тпру».

19. Полно вам, снежочки

      

Плясовая

Полно вам, снежочки, на талой земле лежать,
Полно вам, казаченки, горе горевать.

Полно вам, казаченки, горе горевать,
Оставим тоску-печаль во тёмных во лесах.

Будем привыкать к чужой, дальней стороне,
Будем уважать чужой, молодой жене,

С девками-молодками пол(ы)на гулять.
Пярины, подушечки пора нам забывать,

Еще ни забыть нам про добрых лошадей,
Коники-вороники осёд(ы)ланаи,

Шашачки, винтовачки заряжанаи.
Ребята, ребята, ни бойтесь ничего,

Есть у нас, ребята, мука и крупа,
Кашицы наварим, мягких хлебов напечём,

Скинемси по денюжке, пошлём за винцом,
Выпьем мы по рюмочке позавтракаем,

Выпьем по другой – разговоры заведём,
Выпьем мы по третьей снова песню запоём.

20. По над лесом лежит шлях-дороженька

      

Историческая

По-над лесом ляжить шлях-дороженька,
Е-ой, шлях-дороженька, е-ой, да
Широкая она приуби…, ой, приубитая.

Широкая она приубитая,
Е-ой, приубитая, е-ой, да
Слизиньками она приули…, ой, приулитая.

Слизиньками она приулитая,
Е-ой, приулитая, э-ой, да
Никто по ней, а всё не прае…,ой, не проехал, не прошёл.

Никто по ней, а всё не проехал, не прошёл,
Е-ой, не проехал, не прошёл, э-ой, да
Толькя прошли, а всё три полка, ой,
Три полка казаков.

Толькя прошли, а всё три полка казаков,
Е-ой, три полка казаков, э-ой, да
Попереди, а всё сы знамё…, ой, сы знамёнами идут.

Попереди, а всё сы знамёнами идуть,
Е-ой, сы знамёнами идуть, е-ой, да
А позади, а всё сы обо…, ой, сы обозами идуть.

А позаду, а всё сы обозами идуть,
Е-ой, сы обозами идуть, е-ой, да
Посредине, а всё офице…, ой, офицерик молодой.

Посредине, а всё офицерик молодой,
Е-ой, офицерик молодой, е-ой, да
На конику, а он выхиля…, ой, выхиляется.

На конику, а он выхиляется,
Е-ой, выхиляется, е-ой, да
С казачками, а он здоровля…, ой, здоровляется.

21. Да посеяли девки лён

      

Игровая

Да посеяли девки лён,
да посеяли девки лён,
Шиндёр-навиндёр, навень-дюринь-дюринь,
Ни балуйся, ни дури, девки лён, девки лён.

Да посеявши пололи,
Да белы ручки кололи.
Да маво мужа правды нет,
Да чужой жане лапти сплёл,
А своей жане – анучи.

22. Проснётся день красы моей

      

Романс

Проснётся день красы моей, увижу Божий свет,
Увижу горы, горы, небеса, ой, Родины, ой, здесь нет. / 2р.

Ой, Родины здесь нет,
Отцовский дом спокинул мальчик я, травою зарастёт. / 2р.

Травою зарастёт.
Собачка, верная слуга моя, залает у ворот.

Залаеть у ворот,
Заноет сердца, больно заболить, ой, жаль мне край родной.

Ой, жаль мне край родной,
Не быть мне в том краю ж да родном, в котором я, ой, рождён.

В котором я рождён,
А быть мне в том краю ж да чужом, в котором я, ой, суждён.

В котором я суждён,
Чужая дальнея моя старана к разлуке привела.

23. Ёрш-ершович

      

Святочная

– Кто там?
– Кто там?
– Ёрш Ершович, Иван Петрович по фамилии Дёгтев. Пришёл попеть, погулять, ваших девок повидать и посватать.

Раз пропала Ершова голова,
Раз пропала Ершовчикова,

На чужой, дальней сторонушке.
Красны девки целовать не дают,

А молодушки мужьям берегут,
А старушки спасаются,

В монастырь собирются.
Как во поле тропиночка лежить,

По тропиночке ёрш ползёт.
Да куда же ты ёрш ползёшь,

Да куда пробираешься?
Я ползу, ползу на барский двор,

До Акулины Ивановны,
Степаниды Степановны.

24. Усе утушки, усе серые

      

Свадебная

Усе утушуки, усе сераи,
Из озёра плывут, из озёра плывут.

Одна утушка, одна серая
Оставается, оставается.

Она` серому селезенюшке
Доставается, доставается.

Увсе девушки, увсе краснаи
Из-за столика идут, из-за столика идут.

Одна девица, одна красная
Оставается, оставается.

Она` младому Иванушке
Доставается, доставается.

25. Уж рюмочка-чепурушка

      

Свадебная

Уж, рюмочка-чипурушка,
Чипурушка, кума, чипурушка. / 2р.

Уж я тебе чипурушну, / 2р.
Чипурушну, кума, чипурушну. / 2р.

По донышку поцелую,
Поцелую, кума, поцелую.

Кума к куме приходила,
Приходила, кума, приходила.

Кума куме говорила,
Говорила, кума, говорила.

Пряди, кума, не ленися, ох,
Не ленися, кума, не ленися.

По лавачке протянися, ох,
Протянися, кума, протянися.

26. Туман яром

      

Лирическая

Туман яром, туман долыною, / 2р.
За туманом ничего не видно. / 2р.

Толькя видно дуба зеленова.
Под тем дубом крыныца стояла,

В той крыныце девка воду брала.
Отозвался молодой казачек.

А кто тоя вэдерце достанэ?
Тот со мною на рушнычёк встанэ.

27. Не зоря, моя зорюшка

      

Плясовая свадебная

Ни зоря моя, зорюшка, ты зоря вечерняя,
Лёли, лёли-лёли, ой, лёли-лёли, али лёли.

Солнушка вечерняя высоко восходила,
Высоко восходила, далеко освятила,

Далеко освятила, через лес через поле,
Через лес, через поля, через синея моря.

Через синея моря, там лежала жёрдочка,
Там лежала жёрдочка сосновая,
Жёрдочка сосновая, досточка еловая.

Как по этой досточке, там никто не хаживал,
Там никто ни хаживал, никого не важивал.

Там прошёл Иванушка, пирявёл, ой, Аннушку,
Пирявёл, ой, Аннушку на свою сторонушку,

На свою сторонушку, во свою семеюшку,
Во свою семеюшку, во свою уютнаю.

Купить диск

КОММЕНТАРИЙ К АЛЬБОМУ

Кавказская Линия – это полузабытое ныне название грандиозной цепи укреплённых казачьих поселений – станиц, тянувшейся от Азовского моря до моря Каспийского. Назначением её было обеспечить беспрепятственное транспортное сообщение России со странами Закавказья и предотвращение вражеских набегов в ходе Русско-Турецких войн XVIII и Кавказской войны XIX вв. Начало ей было положено в 1735 году основанием крепости Кизляр близ устья р. Терек. Годом позже была окончательно отвоевана у турок старинная крепость Азов в низовьях Дона. В 1761 г. основали крепость святого Дмитрия Ростовского там, где сейчас Ростов-на-Дону, а в 1763 г. крепость Моздок на Тереке. Пространство между этими опорным пунктами заселяли казачьими станицами, многие из которых тоже первоначально были крепостями – Георгиевской, Марьинской, Павловской.

Когда войны на Кавказе затихли, то Кавказскую Линию упразднили, а её станицы поделили между образованными в 1861 г. Кубанским и Терским казачьими войсками. Но главным в её почти вековой истории оказалось не столько военное назначение, сколько хозяйственное и культурное освоение богатейших территорий, ранее пустовавших из-за столетиями длившейся здесь тотальной войны всех против всех. На Линии расположились станицы живших здесь с глубокой старины гребенских казаков, чьё происхождение загадочно, а внешний облик очень колоритен.

Есть основания предполагать, что среди прочих здесь нашли свой дом бежавшие на Терек граждане Господина Великого Новгорода с Русского Севера. Их потомками, возможно, являются жители нынешнего русского села Коктюбей в Дагестане. Дата образования точно не установлена, предположительно это вторая половина 18 века. Слово «Коктюбей» в переводе с ногайского означает «голубой курган». Известно, что в 1567 году ногайский князь обратился с просьбой к Ивану Грозному: взять ногайцев под защиту русского государства. В том же году воеводы Бабичев и Протасов заложили сторожевые посты на окраине России. Один из них был установлен на кургане, вокруг которого в последствии и образовалось поселение (село Коктюбей). В настоящее время в МО «Село Коктюбей» проживает 717 человек. Сюда переселяли казаков с Волги и городовых казаков из Новохоперской крепости. Несколькими волнами шло переселение донских и украинских казаков. В Кизляре и в станицах возле него (Александрийская, Красный восход) и сейчас живут казаки, предки которых пришли на реки Терек и Сулак с Дона ещё при Петре I во время его Персидского похода.

Переселялись на Линию бывшие екатеринославские и азовские, а также уральские казаки. Жили компактными группами казаки из осетин, грузин и крещёных в Православие кабардинцев. На Кавказ переводили из губерний российского Черноземья, именовавшихся однодворцами, потомков служилых людей, охранявших некогда русское пограничье, здесь селили отставных солдат, и сейчас существует целая станица Солдатская.

Станицы разрастались, иногда переходили с одного места на другое, более удобное для житья. Так из бывшей Павловской образовалось две станицы – Старо- и Новопавловская, причем обе на новых местах. Нередко, не боявшиеся трудностей и опасностей, крепкие хозяйственные казаки отселялись на отдельные хутора, из которых тоже со временем вырастали целые станицы. Так казак Григорий  Бакланов из Новотроицкой станицы положил начало новой станице, названной в честь него Баклановской.

Рядом с казаками, в их станицах и селах, по соседству в больших количествах селились крестьяне из России и Украины. Десятки станиц, в их числе Новотроицкая в нынешнем Ставропольском крае и Шелковская в современной Чечне, были образованы при Николае I из бывших сел, а их обитатели стали казаками. Случалось и наоборот, но многие жители бывших станиц, переименованных в села, и сейчас, полтора столетия спустя, помнят о своих казачьих корнях.

Некоторые станицы были относительно однородны в происхождении своих граждан. Так станицу Кавказскую заселили выходцы из донской казачьей станицы Романовской, а казачье население станицы Прохладной было полностью из украинцев. Павловскую, по преданию, основали бежавшие сюда после восстания Пугачева уральские казаки, но в дальнейшем заселяли в основном казаки и солдаты с Волги. А вот в Архонскую станицу близ Владикавказа за 27 лет со времени её основания в 1838 г. переселили 214 семей из пяти разнохарактерных местностей, от Харьковской губернии на севере до Боржомского уезда в Грузии. В Шелковской долгое время отдельно друг от друга жили гребенские казаки и казаки из грузин.

В старинной Новогладковской станице жили отдельными слободами приверженцы старой веры гребенские казаки и переселенцы-малороссияне православного вероисповедания. Рядом с ними казанские татары-мусульмане из бывших дезертиров русской армии, женатые на чеченках и сами очеченившиеся за годы и десятилетия, проведенные в горных аулах. Их не только простили после капитуляции Шамиля, но и поверстали в казаки. И хотя схожие условия жизни постепенно стирали различия между столь разнородными группами населения и у них вырабатывались общие черты, но в плавильный котел, где всё сварилось бы в однообразную массу, бывшая Кавказская Линия не превратилась. В значительной степени из-за казачьего статуса большинства её обитателей. Казачество всегда было привержено традициям, испытывало повышенный интерес к собственным родовым корням, заботилось о сохранении своей культуры.

Одним из самых ярких и характерных её проявлений была и есть песенная культура казаков, которая в станицах бывшей Кавказской Линии представляет собой уникальное явление. Здесь сохранилось и дошло до наших дней во всем многообразии почти всё, что породило в этом отношении казачество России и Украины и вообще население российского пограничья начиная с былинных времен «старого казака» Ильи Муромца.

Владимир Новиков

 

Музыкально-жанровая стилистика традиционных песен станицы Баклановская, Изобильненский р-н, Ставропольский край.

Основная часть репертуара народных исполнительниц станицы Баклановской составляют лирические песни, где верхний подголосок звучит в очень высокой тиссетуре, взяв на себя функцию ведущего, которому подчиняются все остальные голоса. Несмотря на двухголосное ( в основном) исполнение, обилие кварто-квинтовых интервалов говорит о том, что совсем ещё недавно (предыдущее поколение) песни звучали в трёхголосном гетерофонном варианте.

Ансамбль состоит из четырёх человек. Но тембральная особенность манеры исполнения народных певиц делает каждую песню монументальной, глубокой, придает ей неповторимый, присущий только для этой станицы, колорит, по своей глубине и мощи создает ощущение звучания целого хора. Верхний подголосок, который ведет Александра Яковлевна Жидкова, виртуозен, хрустально прозрачен и лёгок, неповторим.

Кроме того в репертуар баклановцев входят свадебно-обрядовые песни, календарно-обрядовые, духовные и поминальные стихи, исторические, плясовые и шуточные песни.

Состав коллектива относительно молод:1935,1938,1939,1952 г.р., но при этом необходимо отметить потрясающую сохранность песенной традиции, которую они, с трепетом и огромной любовью к своим родовым корням, донесли до нас, по возможности сохранив и не расплескав ни капли. Но если сегодня, не медля ни дня, ни минуты, ничего не предпринять для организации процесса передачи местной молодёжи песенной культуры казаков баклановцев, то в очень скором времени эти песни останутся только в записях.

Ю.Чирков

 

Состав фольклорно-этнографического ансамбля станицы Баклановская, Изобильненский р-н, Ставропольский край:

Жидкова Александра Яковлевна – 1935 г.р. – верхний подголосок

Чёсова Вера Николаевна – 1952 г.р. – руководитель ансамбля, запевала

Кононова Раиса Ивановна – 1938 г.р.

Морозова Раиса Ильиновна – 1939 г.р.

 

Участники фольклорно-этнографической экспедиции по Северному Кавказу июль – август 2009 г.:

Юрий Чирков

Марина Чиркова

Валентин Харпалёв

Наталья Харпалёва

Запись звука и Фото – В.Харпалёв

Мастеринг звука – Л.Рыбкин

Купить диск

Создание сайта - Интернет-агентство DIGIT8
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд
БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры