БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд

Сам я уральский казак

Категория: Альбомы этнографических исполнителей
Описание: Песни уральских казаков. Полевые экспедиционные записи.
Исполнитель: Этнографич. исполнители пос. Круглоозерный и пос. Серебряково (Уральский район Западно-Казахстанской обл.)
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Рассказать друзьям:

Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Facebook
Twitter
Купить диск

Слушать песни:

Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:

1. На краю Руси обширной - лирическая

      

Текста нет

2. Урал наш быстротечен - лирическая

      

Текста нет

3. Полынушка, только горька травынька - лирическая

      

Текста нет

4. Встала, проснулася зоренька - лирическая

      

Текста нет

5. Скажем, лошади готовы – свадебная плясовая

      

Текста нет

6. Сокол-корабль – былинная песня

      

Текста нет

7. Не один казак гулял -лирическая

      

Текста нет

8. Прощайте отец с матерью – проводы на службу

      

Текста нет

9. Молодка, молодка молоденькая - плясовая

      

Текста нет

10. Собирались только хорошеньки - лирическая

      

Лирическая

Текста нет

11. За Уралом, за рекой казаки гуляли - лирическая

      

Текста нет

12. О чём задумался ты, брат служивый - лирическая

      

Текста нет

13. Поехал казак на чужбину - лирическая

      

Текста нет

14. Крепко в битвах закаленны - историческая

      

Текста нет

15. В степи широкой под Иканом - историческая

      

Текста нет

16. Что в посёлке за тревога – походная кавалерийская

      

Текста нет

17. Вот вспыхнуло утро - романс

      

Текста нет

18. Молодцам-казакам не о чём тужить – походная, строевая

      

Текста нет

19. Как двенадцатого года – поздняя лирика

      

Текста нет

20. Шёл Савин домой - шуточная

      

Текста нет

21. Как на горе казаки гуляют – плясовая шуточная

      

Текста нет

Купить диск

КОММЕНТАРИЙ К АЛЬБОМУ

История заселения правой стороны реки Яика русскими уходит вглубь средневековья, а сформировавшаяся к XVI веку на границе Европы и Азии Яицкая казачья община впоследствии стала известна как Уральское казачье войско.

Самообразовавшиеся яицкие казаки, вплоть до XVIII века, жили обособленно и независимо, особой формой самоуправления (круг), всеобщей воинской повинностью, равным владением рекой среднего и нижнего течения ее (от Илека до Гурьева), земельными угодьями на ней.

Жизнь казаков была беспокойной и опасной. С одной стороны на них наседали кочевники. С другой, Российская самодержавная власть стремилась пресечь самоуправные действия казаков, мешавшие торговым связям с Азией.

Оказавшись между молотом и наковальней, казаки приняли руку московского царя взамен на жалование им навечные бесподатные времена реки с земельными угодьями, ее недрами и звериными ловами. Казаки приняли присягу на верность царю-батюшке. Однако, вплоть до середины XIX века, казаки цепко держались за свои привилегии. На всякие нововведения и стремления регламентировать их службу и жизнь сурово отвечали: «Не жалам» или « Яик – золотое донышко, умрем – не отдадим», брались за оружие, отстаивая свое право на автономию. Но тщетно! Положение 1874 года о «Войсковом и хозяйственном управлении в Уральском казачьем войске» упорядочило их хозяйственно-экономическую жизнь, а казачье войско стало регулярной армией России.

Несмотря на все перипетии уральские казаки, когда дело касалось общерусских интересов, самоотверженно служили и были преданы «Вере, Царю и Отечеству».

Потому-то в годы гражданской войны и Советской власти они подверглись жестокому геноциду.

Тем не менее, формально оказавшись в иной республике, а потом и в ином государстве, уральские казаки, зачастую скрывая свое происхождение, на протяжении XX века сохраняли свою духовную культуру и историческую память, которые воплощены в их фольклоре.

Значительным центром, аккумулирующим песенную традицию уральцев, явился поселок Круглоозерный. Он стал местом стационарного изучения казачьего фольклора. Замечательные песельники: Артем Донсков, Иван Скобычкин, Максим Толоконников, Александр Соболев, Григорий Самаркин, трое братьев Севрюгиных – Иван, Степан, Василий. В их семьях не раз записывались предания и песни.

Песенный репертуар казачьего ансамбля очень разнообразен: былинные, эпические, исторические, бытовые, лирические, свадебные, балладные и др. песни.

Уральцы поют «истово», с глубоким чувством. Сговорившись о запевале и подголосках («ты пой, а я подголосок буду пущать»), песельники обычно располагаются полукругом. Приложив ладонь как звукоуловитель к уху, запевала заводит песню, чутко прислушиваясь к подголоскам.

Каждый из участников аутентичного ансамбля – личность. Это подлинные мастера народного пения, владеющие и сохраняющие традиции народного многоголосия. Прежде всего следует отметить Артемия Ивановича Донского – потомственного уральского песельника, продолжающего традиции целой певческой династии. Он запевала большинства песен из репертуара ансамбля. Некоторые из старинных казачьих песен может воспроизвести лишь он один. Только он один знает, да при исполнении ему могут «потрафить» Максим Толоконников да Иван Скобычкин, былину «Сокол-корабль». Благодаря Артемию Ивановичу сформировался репертуар старинных казачьих песен, исполняемых ансамблем.

Вообще-то запевы песен окончательно не закреплены за кем-либо из участников. Так ряд песен запевает Г.А.Самаркин. Степенный, он нетороплив, при запевах может держать паузу, настораживая слушателей. Склонен к плавному эпическому повествованию. Поэтому монопольно завладел правом запевалы песни «Полынушка, горька травынька».

Один из интереснейших песельников – Максим Толоконников. Ростом под два метра, могуч, как дуб, широк в груди, а обладает редким высоким голосом. Своеобразна исполнительская манера, идущая от тембра его голоса.

Не сразу слушатели распознают голос И.М. Скобычкина, но коллеги, с которыми он поет, хорошо прослушивают его. Говорят, что он влияет на них и ведет песню.

Старейший в ансамбле – Иовий Донсков, участвует в верхних подголосках, но звучание его голоса эпизодично. При исполнении веселых, особенно свадебных песен, пускается в пляс и не повторит при этом ни одного колена.

Верхние подголоски ведут братья Степан, Иван и Василий Севрюгины. Средний брат Иван Павлович, пожалуй, самый четко прослушиваемый. По высоте звучания  ему принадлежит ведущее место.

Песенное творчество фольклорного ансамбля из пос. Круглоозерного – свидетельство высокой, неиссякаемой духовной культуры народа, бережно хранимой и передаваемой от поколения к поколению через устно-поэтическую традицию. Оно и по сей день радует и восхищает нас.

Ранее, во времена выступлений круглоозерненцев, велись фонозаписи их песен. Некоторые из них звучат на этом диске.

Кандидат исторических наук

Профессор Западно-Казахстанского государственного университета

Член Союза писателей России

Коротин Евгений Иванович

 

ИСПОЛНИТЕЛИ

В альбом также вошли песни, записанные Фондом казачьей культуры во время фольклорно-этнографической экспедиции по Западно-Казахстанской обл., г.Уральск и окрестности (3-10 января 2009 г.)

№ 17, 18, 21 – пос. Круглоозерный

Исполняют: Соболев Александр Николаевич – 1928 г. р.

Севрюгин Василий Павлович – 1935 г. р.

Севрюгин Иван Павлович – 1933 г. р.

Скобычкин Иван Матвеевич – 1924 г. р.

№ 19, 20 – пос. Серебряково

Исполняют: Антипова Александра Ивановна – 1928 г. р.

Куртунова Таисия Давыдовна – 1936 г.

 

Участники фольклорно-этнографической экспедиции по Западно-Казахстанской обл. (3-10 января 2009 г.)

  1. Евгений Иванович Коротин
  2. Юрий Чирков
  3. Валентин Харпалёв
  4. Наталья Харпалёва

 

Запись звука и Фото – В.Харпалёв

Мастеринг звука – Л.Рыбкин

Купить диск

Создание сайта - Интернет-агентство DIGIT8
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд
БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры