Категория: Альбомы фольклорных ансамблей
Описание: Традиционный народный романс
Исполнитель: Разные фольклорные ансамбли России
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2008 г.
Рассказать друзьям:
Категория: Альбомы фольклорных ансамблей
Описание: Традиционный народный романс
Исполнитель: Разные фольклорные ансамбли России
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2008 г.
Рассказать друзьям:
Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:
хутор Сарычи, Кумылженский р-н
Фольклорный казачий ансамбль «Старина» Культурного центра КОШАВ ГОРА
Кумылженский р-на Волгоградская обл.
Художественный руководитель Елена Фирсова
Была весна, мы встретились случайно,
Ты молод был, а я совсем дитя.
И в двух сердцах открылась наша тайна,
И мы полюбили, крепко, не шутя.
Все чаще, чаще были у нас свидания,
В глухом саду, в сиреневом кусту.
Но все прошло, краса моя завяла,
Ты изменил и стал совсем чужой.
Ой, Боже мой, что делает природа,
Без двух вещей прожить я не смогу:
Без милого растаю я, как свечка,
А без любви засохну, как трава.
с. Бобровка, Троицкий р-н, Челябинская обл.
Фольклорный ансамбль «Воля», г. Первоуральск
Художественный руководитель Оксана Волкова
У милого у крылечка
Желта роза расцвела,
Изменил мене мой милай,
Знать судьба моя така.
Мне подружки говорили:
Брось-ка милого любить.
Я подружкам отвечала:
Не могу его забыть.
Слышен, слышен колокольчик
Милый мой венчается:
Дай подружка мне револьвер,
Жизнь моя кончается.
Дай подружка мне револьвер
Под подушкою лежит.
Застрелю свою злодейку
И рука не задрожит.
Она вышла за ворота,
Там шелковая трава.
Чуткий выстрел с револьвера –
Она убила сама себя.
Вячеслав Асанов, г. Новосибирск
Вот вспыхнуло утро,
румянются воды,
Над озером быстрая чайка летит.
Ей много простору, ей много свободы,
Луч солнца у чайки крыло серебрит.
Но что это? Выстрел!
Нет чайки прелестной.
Она умерла, трепеща, в камышах.
Шутя, ее ранил охотник безвестный
Не глядя на жертву, сам скрылся в горах.
Так девушка юная, чайке подобна,
Над озером тихо, спокойно жила.
Но в душу вошел ей чужой, неизвестный
Она ему сердце свое отдала.
Как чайку охотник, шутя и играя,
Он бедное сердце навеки разбил.
Вся жизнь молодая навеки разбита,
Нет веры, нет жизни.
Нет счастья, нет сил.
Фольклорный ансамбль «Перегода», г.Оренбург
Художественный руководитель Марина Гладышева
В тишине ночной,
во тьме глубокой
Стояла тройка у крыльца.
С хорошей барышней блондинкой
Прощался мальчик навсегда.
Она ему на грудь упала
И слезы градом полились.
Она ему все повторяла,
Что: «Мил, люби» и «Не забудь».
Забудь мой рот, мою походку,
Забудь черты мово лица.
Забудь, забудь, как ты любила
И я забуду навсегда.
А как же я тебя забуду,
Когда портрет твой на стене.
А как же я тебя забуду,
Когда малютка на руке.
Вот скоро, скоро поезд грянет,
Свисток уныло просвистит.
Кавой-то здесь из нас не станет,
Кавой-то поезд вдаль умчит.
Когда пойдешь ты в наступленье,
То вспомни милый про меня
И в эту горькаю минуту
Я помолюся за тебя.
Владимир Скунцев, г. Москва
Поезд уходит далеко,
Ты мне помашешь рукой,
Много я девушек встретил,
Только не встретил такой.
Помню тебя перед боем
В дыме разрывов гранат,
Платье твоё голубое,
Голос, улыбочку, взгляд.
Много улыбок на свете,
Много волнующих глаз,
Только такие как эти –
В жизни встречаются раз.
Поезд уходит далеко,
Скажем друг другу: Прощай!
Если не встретимся – вспомни,
Если приеду – встречай.
Фольклорный ансамбль «Перегода», г.Оренбург
Художественный руководитель Марина Гладышева
Разродимая сторонка
Разроди-…, родимая сторонка,
Не увижу я тебя.
Я тебя не вижу, голос твой не слышу
Тонкий, звонкий соловей.
Еду, я еду по чистому полю,
Сердце чует обо мне.
Вот летела пуля свинцевая,
Спаразила грудь мою.
Я упал, упал коню на шею,
Гриву кровью облило.
Подбежали ко мне мои товарищи,
Перевязку сделали.
Перевязали мою больную рану,
Принакрыли шинелью.
Конь копытом, а он землю роет,
Водицы он достает.
Тебе воды не напиться,
Мне с сырой земли не встать.
Мужской фольклорный ансамбль «Казачий кругъ», Москва
Атаман Николай Сахаров
Ехали казаки со службы домой,
На плечах погоны, на грудях кресты.
Подъезжают к дому родитель стоит.
Здорово, папаша!
Здорово, сынок!
Расскажи, папаша, про семью мою.
Семья, слава Богу, прибавилася,
Жена молодая сыночка родила.
А с этого горя и сама чуть жива.
Сын отцу ни слова, садился на коня,
Сам садится на коня и поехал до двора.
Подъезжает к дому, стоит мать и жена.
Мать стоит с улыбочкой, а женёнька во слезах.
Мать сыночка просит: Прости, сын, жену.
Тебя, мать прощаю, женёньку никогда.
Закипело сердца во казачьей груди.
Засверкала шашечка во правой руке.
Скатилась головушка с неверной жены.
Ох, Боже мой, Боже мой,
А чего ж я наробил,
Жену я зарезал, сам себя я погубил,
Малыю малюточку на весь век осиротил.
Жену похоронят, а меня закуют,
Малыю малюточку в чужи руки отдадут,
Все мое именьица с акциона продадут.
Мужской фольклорный ансамбль «Казачий кругъ», Москва
Атаман Николай Сахаров
Проснется день красы моёй
Окрашен весь был божий свет
Я вижу море, горы, небеса,
Но Родины моёй здесь нет.
Но Родины моёй здесь нет.
Отцовский дом пропьем мы гуртом,
Травой зеленой зарастет.
Травой зеленой зарастет.
Собачка, верный мой зверок
Залает у моих ворот.
Залает у моих ворот.
Заноет сердце, оно загрустит:
Не быть мне в той стране родной.
Не быть мне в той стране родной,
В которой мальчик был рожден.
А быть мне в той стране чужой,
В которой мальчик был сужден.
В которой мальчик был сужден.
Над кровлей филин прокричал
Раздался зык по лесам.
Юрий Щербаков, г. Волгоград
Не для меня весна придет,
Не для меня Дон разольется.
Там сердце жалобно забьется
С восторгом чувств, не для меня.
Не для меня луна взойдет,
В лесу тропинки освещая,
Там соловей, весну встречая,
Он будет петь не для меня.
Не для меня ручьи бегут,
Бегут алмазными струями.
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.
Не для меня церковный звон,
В кругу родня вся соберется,
Вино по рюмочкам польется,
День пасхи, тот не для меня.
Не для меня сады цветут,
Распустют розы цвет душистый.
Сорвешь цветок, а он завянет,
Такая жизнь не для меня.
А для меня народный суд,
Осудят сроком на три года
Возьмет конвой меня жестоко
И поведет меня в тюрьму.
А из тюрьмы сошлют в Сибирь,
Сошлют на дальнюю сторонку.
Сольют с народом арестанским,
Побег и пуля ждет меня.
Ой, для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется,
И кровь горячая польется –
Такая жизнь для меня.
И так пройдут мои года,
В разлуке с милою семьёю.
Семью я боле не увижу,
Родных не встрену никогда.
Вячеслав Асанов, г. Новосибирск
Тюрьма камена, ой, высока,
Ничего в ней не видать.
Только видно, то-… только слышно
Часовой: «Пойдем гулять!»
Выводили в чи-… в чисто поле
И давай меня ковать.
Заковали ру-… руки, ноги.
И давай в меня стрелять.
Девятнадцать пуль, пуль пробило
Мимо правого плеча.
А двадцатая, ой, злодейка,
Погубила молодца.
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г.Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
По карманам ветер веет,
Кошелёк пустой звенит.
А мой милый не робеет,
За бутылочкой сидит.
На ём тело очень грязно,
Рубашонка как смола,
До чего ж меня милая,
До чего ж ты довела.
Довела меня милая,
До позору, до стыда,
До позору, до стыда,
До тюремного замка.
Чёрный ворон, друг залётнай,
Ты летаешь далеко,
Ты летаешь далеко –
Отнеси милке письмо.
с. Ураково, Красненский р-н, Воронежская обл.
Фольклорный ансамбль «Воля», г.Воронеж
Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России, профессор Галина Яковлевна Сысоева
Ой, да папироска, друг ты мой тайный,
Как же мне тебя, только, не курить?
Ой, да когда курим, сердце же ноет,
Дым да свивается же да кольцом.
Ой, да возьму карты, вот я погадаю,
Карты же правду только говорят.
Ой, да выпал туз, туз, король червовый,
Ой, да это точно, точно милый мой,
Ой, да брошу карты, брошу бильярды,
Брошу я горькаю водочку пить.
Брошу я несчастнаю, только разнесчастнаю,
Брошу девчонку только я любить.
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г.Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
В саду вишенка заблёкла
На ней нету ничего.
Ни листочка, ни цветочка,
Нету милого мого.
Жил мальчишка, лет семнадцать,
Не женатый, холостой.
Он задумался жениться,
Дозволенья стал просить.
Дозволь, батюшка, жениться,
Дозволь взять кого люблю.
Отец сыну не поверил,
Что на свете есть любовь.
Он пошел во чисто поле,
Там он замертво упал.
Его глазки голубые
В небо синее глядят.
Его губки, губки алы
Про любовь не говорят.
Мужской фольклорный ансамбль «Казачий кругъ», Москва
Атаман Николай Сахаров
Черные брови меня, да, манят,
Но по век на них не женюся я.
Эх, по век не женюся я…
Если любишь меня, бабочка,
Да пойдем с тобой первенчаемся.
Эх, с тобой первенчаемся…
Как пошли, пошли мы венчаться,
Да но попа, его дома не было.
Эх, попа дома не было…
Как пошли та мы к другому,
Но все речушки поразлитыя.
Эх, поразлитыя…
Знать судьба моя такая,
Но по век с тобой не свенчаться нам.
Эх, с тобой не свенчаться нам…
Как со этой с тоски, да с горя,
Да, пойду в море утоплюся я.
Эх, пойду утоплюся,я…
Не топися, мой да размилый,
Не губи свою молодую жизнь.
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г.Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно,
Жду ль чего, жалею ли о чем.
Уж не жду от жизни ничего я
И не жаль мне прошлого ничуть.
Я ищу свободы и покоя,
Я б хотел забыться и заснуть.
Но не тем холодным сном могилы
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г.Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
Будто всю мою дорожку
Ранним снегом занесло.
Было время золотое
Но как сон оно прошло.
Было время, что блистали
Ярки звезды в синем небе.
Все цветочки, цвелых много
В зеленеющей траве.
И река спокойно волны,
Волны чистые несла,
В этих волнах бесконечных
Звездам не было числа.
Юрий Щербаков, г. Волгоград
Я когда-то была молодая,
Мне в окошко светила луна,
Появилася прядка седая
И луна мне теперь не нужна.
Ты сумел растопить во мне льдинку,
И луна стала ярче светить.
Попрошу я у дочки косынку,
Чтоб к тебе на свиданье прийти.
Я надену красивое платье,
Выйду в ясную лунную ночь,
Что с моею душою творится,
Не поймет моя юная дочь.
Пройдет время и дочка полюбит,
И взгрустнет и заплачет не раз,
И моё запоздалое счастье
Пусть простит моя дочка сейчас.
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г.Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
Домик стоит над рекою,
Пристань у самой реки,
Парень девчонку целует,
Просит он правой руки.
Припев: Верила, верила, верю,
Верила, верила я….
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня.
Белая роза к свиданью,
Красная роза любви,
Желтая роза разлуки,
Я помираю с тоски.
Припев: Верила, верила, верю,
Верила, верила я….
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня.
Белую розу срываю,
Красную розу дарю,
Желтую розу разлуки
Я под ногами топчу.
Припев: Верила, верила, верю,
Верила, верила я….
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня.
Любишь, не любишь не надо,
Я ведь еще молода,
Время наступит – полюбишь,
Но будет поздно тогда.
Припев: Верила, верила, верю,
Верила, верила я….
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня.
Годы прошли молодые,
Морщины покрыли лицо,
Волосы стали седые,
Мне уж не нужен никто.
Припев: Верила, верила, верю,
Верила, верила я….
Но никогда не поверю,
Что ты разлюбишь меня.
Народный романс
Народный романс доступен и открыт для восприятия самых разных поколений. Он любим жителями сельской глубинки и современного мегаполиса. Сильные, открытые чувства, переживания, знакомые и понятные каждому – всё это можно услышать в романсе. Главное, что всегда привлекало в этом жанре – узнаваемость житейской ситуации, трогательность, а порой и драматизм песенного сюжета. Страстная любовь, часто безответная, измена, разлука, «жизнь молодая навеки разбитая» (№ 3), «запоздалое женское счастье» (№ 16) – устойчивые образы поэтических текстов. Для поздней народной лирики характерны также поэтические мотивы тюремной неволи (№ 9, 10, 11), ведь на Руси всегда жалели гонимых и обездоленных.
Музыкальная сторона романса «обобщает» содержание поэтического текста. Слушателя и певца привлекает и захватывает «общительность», сердечность и доступность музыкальной интонации, радость совместного пения.
Песня–романс приспосабливается к новым эстетическим критериям меняющегося времени, к потребностям той или иной культурной среды. И в этом также заключена жизнестойкость жанра. Не случайно во времена лихолетий особую популярность имели глубоко лирические мелодии и в том числе – мелодии романсового склада.
В истории народного романса, в его музыкально–поэтическом языке соединились две ветви культуры – народная и профессиональная. Романс неотделим от интонационного строя и распевности лирической песни, сложившейся в крестьянской среде. И вместе с этим, лирические песни позднего стилевого пласта родственны городской народной песне, которая стала формироваться в более позднее время.
Благодаря своей популярности песни–романсы, начиная с рубежа ХVIII–ХIХ веков, охотно включались в рукописные и первые печатные сборники обработок народных песен. С этого времени русская поэзия, сочинения профессиональных литераторов, близкие народным образам и стилю, стали проникать в народную среду. Измененные в устном бытовании тексты В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, Г. Державина, И Дмитриева, А. Мерзлякова легли в основу народных песен, кантов. Несколько позже стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, Д. Давыдова, Ф. Глинки, С. Аксакова и многих других поэтов адаптировались в системе поэтического языка народной традиции. Соединившись с крестьянским распевом, авторские стихи начали жить как фольклорные тексты. На диске можно услышать романсы на слова известных русских поэтов. Так, поэтический текст романса «Ехали казаки со службы домой» (№ 7, ансамбль «Казачий кругъ») представляет собой переложение стихотворения С. Аксакова «Уральский казак».
Мотивы стихотворения «Добрый день» И. Козлова (из первой песни поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д.-Г. Байрона) звучат в тексте романса «Проснется день красы моей» (№ 8, ансамбль «Казачий кругъ»). В народной культуре пользуются популярностью также известные стихотворения русских поэтов, положенные на музыку музыкантами–профессионалами и любителями. Так, романс «Выхожу один я на дорогу» на слова стихотворения М. Лермонтова получил различные музыкальные воплощения, наиболее известное принадлежит Е. Шашиной. Народную версию этого романса исполняет ансамбль «Братина» (№15).
Не всегда возможно точно установить имя автора, стихи которого легли в основу романсового текста. Однако, такие тексты узнаются благодаря поэтической образности, своеобразной эстетике профессиональной поэзии, силлабо-тонической организации стиха.
Также не всегда удается определить и возможное авторское происхождение романсовых напевов. Напевы народного склада блестяще создавались профессиональными композиторами: М. Дубянским, А. Алябьевым, А. Гурилевым, А. Варламовым, А. Верстовским.
Необычайно многообразно музыкальное воплощение народных романсов. Поздний по времени возникновения поэтический текст романса может быть связан с традиционным напевом лирической песни, вобравшей в себя все особенности стиля местной культурной традиции, голосоведения и многоголосия (№№ 5, 8, 12, 14).
На другом полюсе – напевы в стиле городского романса. Именно для городской традиции характерен вальсовый ритм в романсовых напевах (№№ 2, 3, 4, 5, 6, 18). В этом же стиле звучит фронтовая песня «Поезд уходит далеко» (№ 5, В. Скунцев). Романсовые напевы сохранили и ритмы строевых песен мужской традиции (№ 4) и в этом проявляется еще одна грань романсовой стилистики.
За праздничным столом, в кругу друзей, знакомых, родных чаще всего исполняются именно романсы. Присоединяйтесь, пойте! Ведь романс – это радость совместного творчества, ярких чувств и переживаний.
И.Б.Теплова
кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории