БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культурыБРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд

Ой, да ты, сибирская сторонка

Категория: Альбомы фольклорных ансамблей
Описание: Народный жестокий романс. Кандальная и тюремная лирика. Инструментальные наигрыши
Исполнитель: Вячеслав Асанов
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2005 г.
Рассказать друзьям:

Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Facebook
Twitter
Купить диск

Слушать песни:

Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:

1. Ой Сибирь, Сибирь, Сибирь сплошные чудеса

      

Ой Сибирь, Сибирь, Сибирь сплошные чудеса,
Две деревни, восемь сёл, остальны леса

По лесам, лесам, лесам дороженька лежит,
А по той дороженьке колясочка бежит

Вот бежит, бежит, бежит к речке подъезжат,
А по той по реченьке кораблички спешат.

Вот спешат, спешат, спешат, им надо где то быть,
Как же мне в корабличке речку переплыть?

За рекой за реченькой милая живёт,
Милой годов семьдесят, она меня ждёт.

Она меня, она меня, она меня ждёт.
Вышивает, ткёт, прядёт, песенки поёт.

Ты не пой, ты не пой, голос не пропой,
Обожди, не спеши, у тебя песни хороши.

Милые бабулечки – книжечки мои,
Сколько этих книжечек было на Руси.

Сколько книжек, сколько книжек было на Руси
Растеряли книжечки, Господи прости!

2. Ой, да ты, сибирская сторонка

      

Ой, да ты, сибирская сторонка,
Ой, да вы, сибирские края,
Там осталася моя девчонка,
Мне не надо было уезжать.

Скоро, скоро скорый поезд грянет,
Песня на вокзале прозвучит,
И последний раз девчонка глянет,
Когда «Сибиряк» меня помчит.

Еду, еду, еду я на время,
Еду я быть может навсегда,
С площади помашет кепкой Ленин:
«Возвращайся, Ваня поскорей!»

Хороша чужая-то сторонка,
Хороши чужие-то края.
Хороша уральская девчонка,
У сибирской сердце горячей

Хорошо я, братцы, поработал,
Хорошо я, братцы погулял,
Но забилось сердце одиноко,
По своёй сторонке заскучал.

Я залез в зелёные вагоны,
Скоро будет время выходить.
Кончилися все мои запасы
Даже чаю не за что купить.

Проводник девчонка молодая
И увидела мои глаза.
Поняла что тут такое дело;
И с улыбкой чаю налила.

Поезд мчит меня в родные дали
И колёса весело стучат.
Только бы меня там подождали
Я уже в Барабинске сейчас.

3. Есть в саду ресторанчик приличный

      

Есть в саду ресторанчик приличный
Лёльке скучно и грустно одной
Вдруг подходит к ней парень приличный
Парень в кепке и зуб золотой.

Разрешите присесть с Вами рядом
Одинокий нарушить покой
И подсел к Лёльке парень поближе
Парень в кепке и зуб золотой

А та Лёлька была из милиции…
А тот парень был вор деловой
И попутали парня легавые
Парня в кепке и зуб золотой.

Вызвал Лёльку начальник милиции
И даёт ей приказ боевой:
«Жизнь покончить в семнадцатой камере
Парня в кепке и зуб золотой».

Лёлька тихой походкой шагает
Пистолет держит правой рукой
Грянул выстрел и рухнулся наземь
Парень в кепке и зуб золотой.

И лежит он теперь словно дышит
И лежит он теперь как живой
Только кепка лежала в сторонке
Пулей выбит был зуб золотой.

Есть в саду ресторанчик приличный
Лёльке скучно и грустно одной.
Не придёт больше парень приличный
Парень в кепке и зуб золотой.

Лёлька зуб тот навек сохранила
Ювелирам его не сдала
Лёлька кепку в сундук положила
Что бы память о парне была.

Лёлька больше не стала работать
В беспощадной и мрачной тюрьме
Пистолет Лёлька тот своровала
И как факт утопила в реке.

Лёльку долго «Петровка» искала
И никак не могла отыскать
Словно Лёлька куда-то пропала
Лёльку первой увидела мать.

-Здравствуй, мама меня не ждала ты
Наконец-то я в дом свой пришла
Я пришла что б с тобой распроститься
Тут милиция Лёльку ждала.

Лёльку грубо за плечи схватили
И врёвкой обвили её.
Лёльку долго пытали и били,
Наконец приговор был готов.

За измену ментовскому делу
И за тот револьвер боевой
Мы лишим тебя жизни навечно
Ты заплатишь своей головой.

С Лёльки платье красивое сняли
Оказалася Лёлька нагой.
Привязали за шею ей камень
В омут бросили вниз головой.

И на том берегу, над рекою
Каждый год алы маки цветут.
И приходят на речку ребята,
И печальные песни поют.

4. Ехал по железке я и в окно смотрел

      

Ехал по железке я и в окно смотрел
Чуть Самару-город, я чуть не проглядел.
Не город, не деревня, но большой вокзал
Выйду, погуляю, сам себе сказал.
На столе пакетики с чаем, с колбасой
Кому надо подходи, забери с собой
Забери, отдам я даром и без всякого базара
Ешь, братан, я многих прокормлю.

Никто ко мне в вагоне так и не подошёл
На перрон я вышел, пофортить пошёл,
Взял в натуре пива, водки для промыва своей глотки
И почапал в свой родной вагон.

Захожу в своё купе, две старушки в чепчике
Собирались чай пить без заварки.
Я услуги предложил, в пакет руку запустил,
Обнаружил, падла, недостачу.

Я сначала побелел, а потом позеленел,
Вот не думал быть хамелеоном.
Мне не надо миллионов, лысых бесов, этих бесов
Но за чай я пасть порву любому.

Много видел я китов, с ними драться я готов
Я «зашухарю» вашу малину.
Я без промаха стреляю, но за этот стакан чаю
Я тебя, Титов, не уважаю!

5. Наигрыш на камышовых дудках

      

Текста нет

6. Вот вспыхнуло утро

      

Вот вспыхнуло утро, румянятся воды
Над озером быстрая чайка летит.
Ей много простора, ей много свободы,
Луч солнца у чайки крыло серебрит.

Но что это? Выстрел! Нет чайки прелестной,
Она умерла, трепеща, в камышах.
Шутя её ранил охотник безвестный,
Не глядя на жертву, сам скрылся в горах.

Так девушка юная, чайке подобна,
Над озером тихо, спокойно жила.
Но в душу вошёл ей, чужой, неизвестный,
Она ему сердце своё отдала.

Как чайку охотник, шутя и играя,
Он бедное сердце навеки разбил.
Нет веры, нет жизни.
Нет счастья, нет сил.

7. Катя-катерина

      

Катя-катерина, папаши с мамой дочь,
Просидела Катя с мыслями всю ночь.

Просидела Катя с мыслями всю ночь
Думала – гадала, как Родине помочь?

Думала – гадала, как Родине помочь?
Как же родить сына? Сыночка али дочь?

Как же родить сына? Сыночка или дочь?
Так сидела Катя все ночи напролёт.

Так сидела Катя все ночи напролёт.
Утром шла, шатаясь, чужих детей учить.

Утром шла, шатаясь, чужих детей учить,
Ох вы, дети, дети не знаете того.

Ох вы, дети, дети не знаете того,
Как на свете трудно без дружка своего.

Как на свете трудно без дружка своего,
Не к кому прижаться, головку приклонить.

Не к кому прижаться, головку приклонить
Некому рубашку, носочки постирать.

Некому рубашку, носочки постирать,
Выйду в чисто поле и громко закричу.

Выйду в чисто поле и громко закричу:
Где же ты мой милый? Любить тебя хочу!

Где же ты мой милый? Любить тебя хочу!
Если позовёшь ты, кукушкой прилечу.

Если позовёшь ты, кукушкой прилечу,
Сяду я на ветку, и буду куковать.

Сяду я на ветку, и буду куковать,
Выйдет на крылечко родная твоя мать.

Выйдет на крылечко родная твоя мать,
Даст тебе винтовку, и ты будешь стрелять.

Даст тебе винтовку, и ты будешь стрелять.
Перву пулю в хвостик, вторую под крыло.

Перву пулю в хвостик, вторую под крыло,
А третью, злодейку, к сердцу привело.

А третью, злодейку, к сердцу привело,
Кукушка упала под ноженьки его.

Кукушка упала под ноженьки его.
Что ж ты милый ты сделал? Чего ж натворил?

Что ж ты милый сделал? Чего ж натворил?
Убил ты невесту, любовь загубил.

8. Меж крутых бережков

      

Сл. М.Ожегова
Меж крутых бережков Волга-речка текла,
А по ней по волнам лёгка лодка плыла.

В ней сидел молодец шапка с кистью на нём,
Он с верёвкой в руках волны резал веслом.

Он ко бережку плыл, лодку не привязал,
Он на берег взошёл, соловьём просвистал.

А на том берегу красный терем стоял,
В нём красотка жила, он её вызывал.

Муж красавицы той, воевода лихой
Да понравился ей удалец молодой.

Поджидала она молодца у окна
Принимала его по верёвке она.

Погостил молодец, утром ранним, зарёй
И отправился в путь он с красоткой своёй.

Долго, долго искал воевода жену,
Наконец отыскал он злодея в плену.

Долго бились они на крутом бережку,
Не хотел уступить воевода врагу.

И последний удар их судьбу порешил,
Он конец их вражде навсегда положил.

Волга в воды свои приняла молодца,
По реке, по волнам шапка с кистью плыла.

9. Ванька-ключник

      

В саду ягода-малина под закрытием росла,
А княгиня молодая с князем в тереме жила.

А у князя был Ванюша, Ванька-ключник молодой,
Ванька-ключник, злой разлучник, разлучил князя с женой.

Он не даривал княгиню, он не златом серебром,
А княгиня к Ване льнула как сорочка на плечо.

Целовала, миловала, приглашала ночевать:
«Ты ложись, ложись Ванюша спать на Князеву кровать».

Ванька с нянькой поругался, князь дознался про жену,
Князь дознался, догадался, посадил жену под ключ.

Ой, вы, слуги мои слуги, слуги верные мои,
Вы пойдите, приведите Ваньку-ключника ко мне.

Вот ведут, ведут Ванюшку, на нём кудри ветром вьёт.
У княгини в своей спальне в три ручья слёзы текут.

Ты скажи, скажи, Ванюшка, сколько лет с княгиней жил?
Это знает друг-подушка, да перина пухова.
Ещё милая подружка, знает Князева жена.

Вот повесили Ванюшку на шелковом пояске,
А княгиня молодая умирает на ноже.

10. Оля любови не знала

      

Оля любови не знала, Оля как роза цвела,
Но ведь она понимала, как же любовь хороша.

Оля любила кататься по разным, большим городам
Но не решалась влюбляться, когда находилася там.

Вот что случилось однажды, это случилося вдруг;
Оля шутить перестала, в Олю вселился недуг.

Оля в больницу попала, Олю схватили врачи
Оля тогда понимала, что её будут лечить.

Эта ужасна больница на параходе плыла,
Олю закрыли в каюте, Оля одна там была.

Оле пилюли давали, стала как простынь бела.
Всё что осталось на теле, это у Оли глаза.

Оля в больнице лежала, может быть год или два,
Но никого не рожала, просто: «болит голова».

Однажды ночною порою, Оле привиделся сон.
Кто-то её прикаснулся. О,ужас! Это был он!

В белом халате с очками и перескоп на груди
Шарил по Оле руками, этот врачебный бандит.

Олю накрыл своим телом, лекарства насильно давал,
Оля как уж увернулась, в руках оказался кинжал.

Ножик бандиту вонзила в самое сердце его,
Олю тогда осенило, она ведь любила его.

Низко над трупом склонилась, слёзы лилися рекой
Скальпель в руках оказался, я умираю с тобой.

Утром пришли санитары дверь в кабинет открывать,
Видят два трупа обнявшись, а души вот-вот улетят.

Оля любови не знала, Оля как роза цвела,
Олю любовь загубила, Оля несчастной была.

11. Наигрыш на окаринах

      

Текста нет

12. По Уралу конь скакал

      

По Уралу конь скакал. Чем чура чурара.
Раз попался сиди там. Ку-ку? А-га!

Продай жинка сини брюки! Чем чура, чурара.
Возьми меня на поруки. Ку-ку? А-га!

Сини брюки не продам! Чем чура чурара.
Раз попался сиди там. Ку-ку? А-га!

Продай жинка всех собак. Чем чура, чурара.
Вышли денег на табак.. Ку-ку? А-га!

Всех собак я не продам. Чем чура чурара.
Раз попался сиди там. Ку-ку? А-га!

Продай жинка лебедей. Чем чура, чурара.
Вышли денег на б…….ей. Ку-ку? А-га!

Лебедей я не продам. Чем чура чурара.
Раз попался сиди там. Ку-ку? А-га!

13. Яйца

      

Яйца бывают крутые. Яйца бывают всмятку.
Яйца бывают протёртые, яйца едят всухомятку.
Не наступайте на яйца кованым сапогом
Может быть в этих яйцах жизнь уже бьёт ключом
Если наступите, если наступите
Если наступите, если наступите
Кто же родится потом?
(Из объявления в трамвае)
Граждане! Не наступайте на яйца!

14. Я помню день своего рожденья

      

Я помню день своего рожденья,
Я помню маменьку с отцом,
Вокруг кругом осиротело,
Ой, без тебя любезный мой.

Вокруг кругом осиротело,
Ой, без тебя любезный мой.
Всё счастье с милым улетело
И не воротится назад.

Всё счастье с милым улетело
И не воротится назад.
Вернись, вернись мой расхороший,
Ко бедной девчоночке, ко мне.

Вернись, вернись мой расхороший,
Ко бедной девчоночке, ко мне.
Не йдёт, не йдёт мой разлюбезный,
Ох, знать не любит он меня.

Не йдёт, не йдёт мой разлюбезный,
Ох, знать не любит он меня.
Во сне мил соколом соснился,
Ой, два словечушка сказал:

Во сне мил соколом соснился
Ой, два словечушка сказал:
Сказал: «живи моя милая,
Ты не влюбляйся ни в кого!

Сказал: «живи моя милая,
Ты не влюбляйся ни в кого!
В твои года любить опасно,
Ой, ты, завянешь как трава.

В твои года любить опасно,
Ой, ты, завянешь как трава.
Которая роза расцветает
Ой, всякий старается сорвать

Которая роза расцветает,
Ой, всякий старается сорвать,
Котора роза сподсыхает,
Ой, всяк старается стоптать.

Котора роза сподсыхает,
Ой, всяк старается стоптать.
Которая девушка красива,
Ой, всякий старается любить.

Которая девушка красива,
Ой, всякий старается любить.
Которая девушка некрасива,
Ту всякий старается забыть.

15. Лёля была так красива

      

Лёля была так красива
У Лёли большая коса.
И что замечательно было,
Это у Лёли глаза.

Лёля простутду схватила,
Лёля в больнице лежит,
А Вася про всё это знает,
Но навестить не хотит.

Лёлино сердце в тревоге,
Где же ты милый приди.
Мысли у Лёли о Боге,
Лёля себе не вредит.

Где же ты, где же ты, Вася?
Где же ты ласковый мой?
Зачем я тебе отдалася?
Теперь мой нарушен покой.

Время бежит незаметно,
Но не приходит мой друг,
Конечно, нашёл он другую,
Одну из моих подруг.

Эта подруга красива,
Наверно красивше меня.
Ах, ты изменщик проклятый!
Убью я себя и тебя.

Лёля с больницы сбежала,
Ножик на кухне взяла.
Богу в слезах помолилась,
В дом той подруги пошла.

Дверь отворила неслышно,
Сердце стучит у неё.
Видит как Вася в объятьях
Держит подругу её.

Лёлина кровь закипела
Сейчас отомщу же я вам!
Лёля тут вдруг зашаталась
И мёртвой упала к ногам.

Вася упал на колени,
Я виноват пред судьбой.
Выхватил ножик у Лёли,
Теперь я навеки с тобой.

Лёля была так красива,
У Лёли большая коса.
И что замечательно было,
Это у Лёли глаза.

16. Наигрыш на косе

      

Текста нет.

17. Тюрьма каменна

      

Тюрьма каменна ой, высока
Ничего в ней не видать.
Только видно, только слышно,
Часовой: Пойдём гулять!

Выводили в чи…, в чисто поле
И давай меня ковать.
Заковали ру…, руки, ноги.
И давай в меня стрелять.

Девятнадцать пуль, пуль пробило
Мимо правого плеча.
А двадцатая, ой, злодейка
Погубила молодца.

18. Хороша эта ноченька тёмная

      

Хороша эта ноченька тёмная
Хороша эта ночка в лесу.
Выручай меня силушка мощная
Я в неволе свой срок не снесу.

Дай забилося сердце тревожное,
Кровь по жилам пошла ручейком,
Дай спопробую снова решёточку,
Поднажму молодецким плечом.

Поднажал и упала решёточка
И на землю у пала слегка.
Не услышала стража тюремная,
Не споймала меня молодца.

Побегу я в ту дальню сторонушку,
Где всё дорого так для меня.
Обниму свою милую жёнушку
И усну у неё на груди.

Понапрасну ломал я решёточку,
Понапрасну бежал из тюрьмы.
Дорогая, любимая жёнушка
У другого лежит на груди.

Закуют меня в цепи железные,
Поведут меня скоро в конвой.
Дай простимся любимая жёнушка
Не увидимся больше с тобой.

Рыскин С.Ф. из стихотворения “Бродяга”

Опускается темная ноченька…
Хороша эта ночка в лесу!
Выручай меня, силушка-моченька,-
Я неволи в тюрьме не снесу!..
Ой! Погнулась решетка оконная,
Задрожали в стене кирпичи…
Тише… Стража окликнула сонная:
“Эй, сорвиголов, не стучи!”..
Цепь долой!..Отдохните же, ноженьки,
Без тяжелых железных колец,
Верой-правдой служите в дороженьке:
Из тюрьмы побежит удалец!..
Сердце вольное бьется с тревогою…
В жилах кровь закипели ключом…
Дай-ка снова решетку потрогаю,
Принажму молодецким плечом!..
Подается решетка… погнулася…
Совалась – и упала, звеня…
Стража в душной тюрьме не проснулася…
Ну… теперь не догонят меня!..

1888 г.

19. Вот решил жениться я

      

Вот решил жениться я
Что бы выросла семья
Что бы дети лучшие на свете
Были бы похожи на меня.

Выйду в поле закричу:
«Караул! Любить хочу!
Ой, вы девушки мои красотки,
Ой, собирайтеся сюда!

Всем вам, девушки скажу.
Весь от страсти я дрожу.
Неужели надо в самом деле,
Ох, целый век любить одну.

Если б был я падишах
Спал в роскошных бы шатрах,
Пил кумыс бы, ну а затем,
Ох, навещал бы свой гарем.

Я вам, девушки клянусь.
Что женится не боюсь!
На Наташе, Саше, Маше, Даше
Я обязательно женюсь.

Всем мужчинам дам наказ;
Бойтесь вы прекрасных глаз.
От Любови выпадают брови,
Кровь становится как квас.

Мой товарищ дорогой!
Дам тебе совет такой;
Если глазки будут разбегаться
Ох, вечно будешь холостой.

20. Вянет, пропадает молодость моя

      

Вянет, пропадает молодость моя,
От лихого мужа в доме нет житья.

Пьяный – всё ругаться, трезвый – всё молчит
И что ни попало из дому тащит.

Утащил гитару, не на чем играть,
Утащил постелю, не на чем мне спать.

Жалилась соседям, они говорят:
«Милого побои долго не болят».

Жалилась сестрице, жалилась родной.
Никто не жалеет, ни чужой, ни свой.

Есть солдатик Федя ближняя родня,
Он меня ласкает, любит он меня.

И пойдём мы с Федей в голубую даль
И отдам я Феде всё, что мне не жаль.

21. Наигрыш на калюках

      

Текста нет

22. Как на дальней на сторонке

      

Как на дальней на сторонке в дали, дали, дали
Небо перградили до самой до земли.
Нету воли, нету, меркнет белый свет.
Заборы, заборы, где их только нет.

Бетонные заборы, как крепость на пути,
Нельзя оттуда выйти, нельзя туда войти.
Все улочки разрыты, проходу нигде нет.
Бетонные заборы стоят по многу лет.

Ямы, ямы, ямы – железо с кирпичом
Кто же будет ямы зарывать потом.
Наймите бригадира, бригаду он создаст,
Зароют эти ямочки, ежели Бог даст!

Бетонные заборы, как крепость на пути,
Нельзя оттуда выйти, нельзя туда войти.
Все улочки разрыты, проходу нигде нет.
Бетонные заборы стоят по многу лет.

Решёточки на окнах и ты уже в плену,
Спасай от неприятеля детишек и жену.
Спасайся, не спасайся, заборы городи,
Но для души отдельный домик закажи.

Железные засовы как крепость на пути
Оттуда можно выйти, нельзя туда войти
Все лавочки закрыты, погасли все огни
Железные засовы. Спасут ли нас они?

С этими заборами такая кутерьма;
Душа от них страдает, заборы ей – тюрьма!
Когда Господь рассудит, куда душам идти,
Исчезнут все преграды на нашем на пути.

Железными оградками нас огородят,
И души наши грешные в небо улетят.
Последняя преграда на нашем на пути,
Скажи, Господь нам грешным
Куда теперь идти?

Купить диск

Асанов Вячеслав Владимирович – родился в г. Айрот-Тура (ныне Горно-Алтайск) Алтайского края 17 октября 1947 г. В 1981 г. закончил Новосибирскую государственную консерваторию по классу композиции. Будучи студентом, увлекся фольклором и в 1981 г. создал ансамбль Сибирской народной песни при Новосибирском научно-методическом центре народного творчества и культпросветработы. Через 10 лет в 1991 г. организовал в Новосибирске Центр русского фольклора и этнографии, где был директором до 2002 г. Занимался преподавательской деятельностью (и.о. доцента на кафедре культурологи Алтайского государственного института культуры и искусств). Увлечения: сочинение музыки и текстов к своим песням (член Союза композиторов России), исполнительская деятельность (пение, народные инструменты, народный театр). В настоящее время является вице-президентом Российского Фольклорного союза.

Русский жестокий романс – определенное явление в народной песенной культуре.

Прежде всего, это продукт городского фольклора конца 19 начала 20 вв. Народное сознание этого периода претерпело существенные изменения под влиянием городской культуры. Жизнь русского крестьянина, привыкшего к патриархальной жизни в деревне, в корне менялась в городе, куда он попадал в поисках лучшей, сытой жизни и, как правило, оставался там навсегда. Городская жизнь диктовала свои условия во всем, начиная от фабричной среды с трактирами и кабаками и кончая любовными отношениями, вариантов которых было значительно больше, чем в деревне. Таким образом, в городе значительно быстрее расшатывался жизненный уклад русского человека, издавна привыкшего жить в ладу с природой, соблюдавшего нравственные законы своего сообщества. Если в крестьянской среде женились и выходили замуж, как правило, только один раз (за исключением особых случаев: например смерти одного из супругов) и вариантов супружеской измены было совсем немного, тем более, что «вольная жизнь» на глазах у всей общины резко осуждалась, то в городских условиях любовных искушений было гораздо больше. Более всего страдали от неверной любви девушки и молодые женщины: они очень тяжело переживали измену любимого человека и могли «жестоко» отомстить «коварной сопернице» или же «изменщику любовнику». Хотя мужские страсти иногда также поражали в желании смертельно наказать «неверную» вместе с любовником.

Вместе с тем народный жестокий романс все-таки является гиперболой в выражении будущих любовных страстей и, как правило, трагическая развязка неудачных романов – это лишь назидание другим.

И еще хотелось бы подчеркнуть воспитательное значение жестокого романса, так как неоправданная, коварная измена в народном сознании всегда наказывалась (пример: большое количество трупов в финале почти всех жестоких романсов). Народные романсы создавались и самим народом, и также известными и неизвестными поэтами (отсюда название – «песни литературного происхождения»).

В данном проекте использованы как народные романсы, так и сочиненные автором.

«Я пою романсы»… Я люблю жестокие романсы. В них какая-то щемящая правда. В русских деревнях, в разных локальных традициях до сих пор существует множество красивых традиционных песен разного содержания: и лирические, и хороводные, и свадебные, тем не менее, везде поют песни-романсы, в общем-то поздние, городские и, как правило, литературного происхождения. Я часто задавал себе вопрос: а почему? Да так, что во всех этих жизненных песнях воспевается любовь. Несчастная, страстная, беззаветная… А без любви жизнь человеческая – серое существование… Любовь на грани безумия, смерти! Вспомните русскую традиционную свадьбу, когда невеста, уходя из родительского дома, как бы умирает для родителей и рождается заново для новой семьи, новой жизни… Вот почему-то в романсах любовь, испепеляющая все вокруг, способна на все, даже на убийство. Любовник, застающий свою возлюбленную в объятьях другого, убивает соперника, свою возлюбленную, а нередко и самого себя. И «Хасбулат удалой», и «Ванька-ключник», и «Бывали дни веселые», да мало ли их, этих полуправдивых трагических любовных историй… В этом альбоме я пытался представить небольшую страничку из жестоких романсов, среди которых есть классические: «Вот вспыхнуло утро», «Ванька-ключник», «Меж крутых бережков, а также песни-переделки, когда на известный напев сочиняется новый текст: «Катя-Катерина», «Оля любови не знала», «Вот, решил жениться я» и др. Ещё я включил в эту страничку несколько стилизованных авторских романсов. Небольшие фрагменты импровизационной инструментальной музыки служат своеобразными заставками.

В осуществлении этого проекта помогли мои питерские друзья-музыканты из ансамбля казачьей песни «Братина». С благодарностью называю их имена: Юрий Чирков (верхний голос, бубен), Игорь Петров (гармонь), Сергей Чернышов (балалайка).

Асанов Вячеслав Владимирович

Купить диск

Создание сайта - Интернет-агентство DIGIT8
  • Главная
  • Фонд
    • Мужской ансамбль “Братина“
    • Женский ансамбль “Чапура“
    • Фонд казачей культуры
    • Президент Фонда
    • Наши награды
      • Награды Фонда казачьей культуры
      • Награды ансамбля «Братина»
      • Награды ансамбля «Чапура»
      • Награды президента Фонда
    • Новости
      • Новости Фонда казачьей культуры
      • Новости ансамбля «Братина»
      • Ноовости ансамбля «Чапура»
  • Дискография
    • Альбомы ансамбля “Братина”
    • Альбомы ансамбля «Чапура»
    • Альбомы фольклорных ансамблей
    • Альбомы этнографич. исполнителей
    • Видео-диски нашего Фонда
  • Экспедиции
    • Карта экспедиций Фонда
    • Северный Кавказ
    • Ставропольский край
    • Краснодарский край
    • Западно-Казахстанская область
    • Волгоградская область
  • Обучение
    • Мастер-классы казачьего пения и образовательные семинары
  • Другое
    • Концерты и выставки
    • Фестиваль «Слава казачья»
    • Видео-архив Фонда
    • Фото-архив Фонда
    • Интервью и прочее
    • Полезные ссылки
  • Контакты
  • Поддержать Фонд
БРАТИНА казачий ансамбль и Фонд казачьей культуры