Категория: Альбомы фольклорных ансамблей
Описание: Духовные, поминальные стихи и псальмы
Исполнитель: Разные фольклорные ансамбли России
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2008 г.
Рассказать друзьям:
Категория: Альбомы фольклорных ансамблей
Описание: Духовные, поминальные стихи и псальмы
Исполнитель: Разные фольклорные ансамбли России
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2008 г.
Рассказать друзьям:
Выберите ниже песню, чтобы послушать отрывок и посмотреть текст:
духовные песнопения хутора Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край
Фольклорный ансамбль «Кубаночка», хутор Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край
Художественный руководитель Любовь Константиновна Темирова
Создал Господь небо и землю
Дай Адама у раю.
Заповедовал господь:
«Райского древа – тебе Ева не вкушать».
А злой нечистивай, духом прилестивай,
Дай стал Еву искушать.
Укуси ж ты, Ева, райского древа –
Сама будешь боговать.
Ева приступила, ветку наклонила
Да яблочко сорвала.
Сорвала она штуку во правую руку
Дай Адаму подает.
Адам не примает, тяжело вздыхает,
Дай на Еву поглядает.
Ой, что жа ж ты, Ева, что ж ты натворила
Дай у раю согрешила.
Ангел прилетает, он мечом матает,
Дай Адама с раю выгоняет.
Иди Адам с раю ко земному краю
Хлеба, соли добывать.
духовные песнопения хутора Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край.
Фольклорный ансамбль «Кубаночка», хутор Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край
Художественный руководитель Любовь Константиновна Темирова
Сижу я во рву, беседаю,
Беседаю, я советаю,
Ой, кто же ко мне на совет прийдет.
Послал мне господь всё голубицу,
Голубицу сизокрылаю,
Пролетающею, многознающею.
Возьму я перо, напишу я письмо,
Напишу я письмо отцу Якову.
Ты, отец, ты отец, святой Якова.
Ты молися богу, а ты день и ночь,
Проливай ты слезу все горючию
За своёго сына, сына Йосифа.
Как твои сыновья, мои братия,
Приносили тебе моё платия
И сказали тебе, что зверьё съело мине,
А они же мине всё запродали
Во иную землю, во Египетскаю.
духовный стих, д.Борисково, Невельский р-н, Псковская обл.
Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова
Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России
Анатолий Михайлович Мехнецов
Собиралися цари-короли.
Как выпал жа жереб царю Гапею,
Царю Гапею да к лютому змею.
Как пришел домой царь Гапеюшка.
Ай, жена, жена, жена законная.
Как выпал жа жереб – к лютому змею.
Ай да кого жена нам послать будет.
Ёсть у нас дочь немилая, напостылая.
Ай как нам будеть обмануть её.
Уставай-ка София ранехонько,
Наряжайся София хорошохонько.
София устрадалась, всю ночьку не спала,
Всю ночьку не спала, богу молилася.
Воходила София на высок кралец.
Поглядела София на широк дворец.
Ой, стоит карета увся чёрная.
Дай запряжен конёчок не обучёненькой.
Дай посажен молодчок размолоденькой.
София здагадалась и заплакала.
Как и шла София стежкой-дорожкой.
Насустречу ей да Свет-Ягорейка.
Ты куды идешь премудрая София?
Я туда иду, куда бог вядет,
Куда бог вядет, туда путь держу.
А ты куды идешь, Свет-Ягорейка?
Куды бог вядет, туды путь держу.
Нат-ка София поискит-ка мене.
Искала, искала, не доискалася.
Поглядела София на синё морё.
Ой, плывет жа гад с двенадцати голова.
София здагадалась и заплакала.
Капнула слязинка Ягорю на головоньку.
Как проснулся жа Свет-Ягорейка
И пошел жа ён на синё морё,
И отсек жа ён двенадцать голов,
И спас жа ён премудраю Софию.
духовный стих Волгоградской старообрядческой общины
Фольклорный казачий ансамбль «Старина» Культурного центра КОШАВ ГОРА Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Художественный руководитель Елена Фирсова
Вот уж полночь, где же он?
Не идет ли с поля Авель со стадами,
И смотрела Ева грустными очами –
Каин, ты не видел брата своего?
Ей не отвечая, совестью гонимый,
Каин покидает бедный свой шатер,
Как он в путь – суровый, грустный и унылый,
Мать с постели, словно, тень его встает.
И, покинув ложе, в степь бежит поспешно,
Острые каменья ноги режут ей,
Авель! – восклицает Ева безутешно,
Авель! – глухо вторит тишина полей.
Может быть, ушел он в даль со стадами,
Ангел, верно, знает с пламенным мечом,
Путь он преградит – к нему с молящим взглядом –
Я спрошу о милом пастыре моем.
Там, у райской сени, где мечом палящим
Страж эдемской сени путь ей преградил,
Спрашивала Ева голосом дрожащим:
Авель со стадами здесь не проходил?
Плачь же, Ева, горько, там, где за уступом,
Там, где диким терном поросли кусты,
Авель там убитый, бездыханным трупом
Он заснул навеки средь полночной тьмы.
Авель, встань, проснись, встань – пойдем домой,
Как я испугалась, как сюда бежала,
И, целуя сына, мать к нему прижалась –
Авель ей ни слова – грустный и немой.
Плыл туман и ветер мчался над полями,
Чтоб убийцу брата кровью запятнать,
И встречало солнце скробными лучами
Первую над сыном плачущую мать.
духовный стих Волгоградской старообрядческой общины.
Фольклорный казачий ансамбль «Старина» Культурного центра КОШАВ ГОРА Кумылженского р-на Волгоградской обл.
Художественный руководитель Елена Фирсова
Два ангела парили над грешною землей
И тихаю беседу вели между собой.
Один был благодатный – податель мирный сна,
Ему людей покоить обязанность дана.
Другой – с унылым взором, с поникшей головой,
Был смерти ангел грозный, разлучник был с землей.
И первому последний вдруг вымолвил с тоской:
Ах, брат мой, как завиден прекрасный жребий твой!
псальмы Полтавщины
Фольклорный ансамбль Киевской государственной консерватории «Древо»
Художественный руководитель Евгений Ефремов
Ой ви голуби, ой ви бєлиє,
Ой шо ж ви мені та й надєлали.
Ой ми не голуби, а ми анголи,
А ми анголи-хранителі.
Грєшним душам покровителі.
А ми були проповєдовали,
Як душа з тєлом розставалася.
Полетіла душа на восток сонця,
А там раї позакривані.
Полетіла душа на запад сонця,
А там пекла пооткривані.
Грєшними душами преповнені.
Полетіла душа у свої тєлєса –
Ой ви тєлєса мої бєлиє,
Ой шо ж ви мені та й надєлали.
Шо тобі, голова, що не розуміла,
А тобі, душа, шо не терпіла.
А тобі, голова, у смолі кипіть,
А тобі, серце, червам точить.
А тобі, душа, на отвєт летіть.
Орфоргафия:
i – есть острое наше и,
є – читается как е,
е – читается как э,
и – тот средний звук между и и ы, который так характеризует мало-российское наречие
псальмы Полтавщины.
Фольклорный ансамбль Киевской государственной консерватории «Древо»
Художественный руководитель Евгений Ефремов
Дiвная година по всєм свєту стала
Та не водна сирiтка без матiнкi стала.
Ой, пiшла сирiтка по свєту блукаты,
Своєє матусi рiдноє шукати.
Господь зустречу єй, став єє пытаты,
Куда йдешь сирiтку, матiнкi шукати.
Ой, вернiсь сирiтку, бо далєко зайдешь,
Своєє матусi до вєку нє знайдешь.
Ой, ой хто жє то плачє на моєму гробє.
А цє я, матусю, приймi мене к собi.
Ой, рада бы я, доню, до себе приняти,
Дай землi богато, нє можу я встати.
Iды ж, моя доню, шукай собi долю,
Бов жє ж менi, доню, не жити с тобою.
Ой, як тяжє, поважко доленькi шукати,
Нє кто не пригорне ёй к рiдноi мати.
Орфоргафия:
i – есть острое наше и,
є – читается как е,
е – читается как э,
и – тот средний звук между и и ы, который так характеризует мало-российское наречие
духовный стих, с. Бородиновка, Варненский р-н, Челябинская обл.
Фольклорный ансамбль «Воля», г. Первоуральск
Художественный руководитель Оксана Волкова
А вы голуби, а вы сизаи
Аллилуея, аллилуея!*
Где вы лётали, чё вы видели?
Чё вы видели, чё вы слышали?
Вы не голуби, вы не сизаи,
А вы ангелы, вы архангелы.
А мы там были, там мы видели
Где душа с телом расставалася,
Расставалася, распрощалася:
Ты прощай, прощай, тело белоё.
Тебе век телу во земле лежать,
А мене душе – на суд праведнай
На суд праведнай покаяния.
духовный стих, с.Бородиновка, Варненский р-н, Челябинская обл.
Фольклорный ансамбль «Воля», г. Первоуральск
Художественный руководитель Оксана Волкова
Ходил господь по сырой земле
Говорил Господь молодым вдовам:
Молодые-то вдовы вы садите сады,
Поливайте сады да горючьми слезми.
Как одна-то вдова да не послушалась,
На нее Господь распрогневался.
Он излил на нее, он горючий дождь,
Как по той по воде да душа грешна плыла.
Ты по что же, душа, к нам в рай не зашла,
Аль от скупости, аль от глупости.
Как у нас-то в раю да очень жить хорошо.
Там ангелы поют, в руках свечи несут.
Аллилуй, аллилуй, аллилуйя!
духовный стих д. Шарапово. Ельнинский р-н, Смоленская обл.
Шнырикова Акулина Сергеевна, 1913 г.,
Леонова Ефросинья Васильевна, 1918 г.
д. Шарапово, Ельнинский р-н, Смоленская обл.
А и солнца, солнца за лес село
А я не молюся.
А я ж богу, богу не молюся,
Спать так я ложуся.
Люди кажут, люди кажут,
Что я помру.
Умирать жа, братцы, не хотелось,
Хотелось пожить мне.
Хотелось пожить мне на белом на свети,
Больше нагрешить.
Нагряшомшы ж на белом на свети
Будем помирать.
Вот подломются резвае ноги,
Опустются руки.
Вот помутются серае глазы,
Закроются веки.
Вот как прийдут к грешному телу
Всё добрае люди.
Как умоют грешное тело
Ключавой водою.
А как вытрут грешное тело
Белам полотенцам.
Как наденут на грешное тело
Белаю рубашку.
Как положут грешное тело
На кутнаю лавку.
Вот теперь жа на белом на свете
Ничаго не надо.
Только надо один сажень земельки,
Чатыре дощечки.
Как ударют в звоны, в кололы,
Мене повязут.
Как поставют серёд церви
Против алтаря.
Как запалют грешному телу
Всё ж яркие свечи.
Запоют моему грешному телу
Всё вечный покой.
духовный стих д. Шарапово. Ельнинский р-н, Смоленская обл.
Шнырикова Акулина Сергеевна, 1913 г.,
Леонова Ефросинья Васильевна, 1918 г.
д. Шарапово, Ельнинский р-н, Смоленская обл.
Как по стёжечки, по дороженьки
Там шли-прошли да три юноши.
Насустречу та им сам Иисус Господь,
А и ён же их останавливыл,
Останавливыл, все расспрашивыл:
Уж вы, юноши, расскажитя мне,
Расскажитя мне, что вы видели.
Что вы видели, что вы слышали?
А и первый сказал: Ничего не видал.
А второй сказал: Ничего не слыхал.
А и третий сказал: Я усе видал,
Я усе видал, я все слыхал,
Как душа с телом расставалася,
Расставалася, распрощалася.
духовный стих, г. Новосибирск
Фольклорный ансамбль «Венец», г. Новосибирск
Художественный руководитель Любовь Викторовна Суровяк
Душа моя грустью убита
Я воли своёй не хвалю.
А двери спасения закрыты,
Закрыта дорога к царю.
Закрыта моими грехами,
Их у меня целый лес.
Они вырастали годами,
Место привольноё здесь.
Растил я сады самовольно
И злостью я их поливал.
Давал мне господь всё раздольё –
Я от него убегал.
И скока скитался по свету,
А место привольноё здесь.
Явилась святая икона,
Опомнился нищий беглец.
Светила святая дорога
На Родину к богу домой.
Я вижу вокруг меня сети,
А страстям не видно конца.
А если живы мои дети,
Пойдемте на голос отца.
духовный стих, г. Новосибирск.
Фольклорный ансамбль «Венец», г. Новосибирск
Художественный руководитель Любовь Викторовна Суровяк
О чем скорбить, о чем крушиться,
О чем мне слёзы проливать.
А лучше Богу помолиться,
Его на помощь призывать.
А, Боже, ты – моя надежда,
Моя и радость жизни всей.
Ты успокой же меня, Боже,
Ты в горькой участи же моей.
На бога всё упокоенье,
С нём можно жить мне и в бедах.
К нему прибегну с умаленья –
Вся жизнь моя в его руках.
Везде беды, везде напасти,
Везде и всё меня страшит.
Куда же скрыться от несчастья
И где найти мне твёрдай щит.
А, Боже, ты – моя надежда,
Моя и радость жизни всей.
Ты успокой же меня, Боже,
Ты в горькой участи же моей.
П.Демурцькый. Лира и ийи мотивы. Кыйив, 1903 г.
Фольклорный ансамбль «Русская музыка», г. Москва
Художественный руководитель Владимир Иванов
Ты мой Богъ Iисусе,
Ты моя радосте,
Ты мое веселiе,
Ты моя сладосте!
Аще бы вся моя
Погубывъ бы въ мiри,
В Тя, Боже, Спасе нашъ,
Всегда имамъ виру!
Богатство земное
Ниво що вминяють,
Егда зрять на небо,
Тя Бога вси знають.
Аще бiеши мя,
Долженъ есмь хвалыты;
Аще мни вемлиши,
Буду Тя любыты.
Люблю Тя, Боже мой,
Паче всихъ святейша;
Люблю, Царю мой,
Всех достойнеша.
Дверь сердця моего
Сокрушы камянну!
Положы насъ любовiю
Къ Тоби пламенно!
Аще бы людiе
Тя, Хрыста, позналы,
Никогда бъ грихамы
Тя не прогнивлялы…
Егда Тя познаютъ,
В мольбе Херувимской,
Тогда Тя прославятъ,
В хвали Серафимской.
Хощемъ вси усердно
Тя, Хрысте, пизнаты
Сподобы насъ на лыце къ Лыцю
На тебе взыраты.
духовный стих, Тверской край
Фольклорный ансамбль «Межа», г. Тверь
Художественный руководитель Ирина Николаевна Некрасова
Наши руки – грабли, наши глазы – ямы.
Аллелуйя! *
Аллелуйя! Слава тябе Божа!
Что глазы завидют, то руки заграбют.
Как на этим жа на свети увсё же нам надо.
А на тым жа, ой, на свете ничог нам не надо.
Только надо один сажень земли, чётыре досточки.
духовный стих
стихи и музыка митрополита Иосифа Ростовского
Маша и Татьяна Репины, г. Омск
Житейское море играет волнами,
В нем радость и горе всегда перед нами.
Никто не ручится, никто не узнает,
Что может случиться, что завтра с ним станет.
Богатый сегодня пирует роскошно.
О воле господней узнать невозможно.
Быть может, случиться – сравнишься со мною,
Пойдешь ты скитаться с горючей слезою.
Житейское море, волна за волною
Меняется резко одна за другою.
Творцы направляют корабль по волнам,
А ты мой сладчайший возводи руки к небесам.
духовный стих
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г. Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
И шла Мария с Божего двора
Аллилуйя, аллилуйя, с Божего двора.
На встречу Марии, трое жидовья
Аллилуйя, аллилуйя, трое жидовья.
Не вы ли, жиды, Христа мучили
Аллилуйя, аллилуйя, Христа мучили.
Не мы Мария, наши предковья
Аллилуйя, аллилуйя, наши предковья.
Наши предковья, стары жидовья
Аллилуйя, аллилуйя, стары жидовья.
Ступай Мария на Сион гору
Аллилуйя, аллилуйя, на Сион гору.
На Сион то горе кряжи кряжуют
Аллилуйя, аллилуйя, кряжи, кряжуют.
Кряжи кряжуют, церкву будуют
Аллилуйя, аллилуйя, церкву будуют.
Как у той церкви три гроба стоят
Аллилуйя, аллилуйя, три гроба стоят.
Как во первом гробу, сам Иисус Христос
Аллилуйя, аллилуйя, сам Иисус Христос.
Во втором та гробу, Иван Креститель
Аллилуйя, аллилуйя, Иван Креститель.
А во третьем гробу, Дева Мария
Аллилуйя, аллилуйя, Дева Мария.
Над Иисусом Христом книги читают
Аллилуйя, аллилуйя, книги читают.
Над Иваном крестителем свечи пылают
Аллилуйя, аллилуйя, свечи пылают.
А над Девой Марией роза расцвела
Аллилуйя, аллилуйя, роза расцвела.
Как из этой розы, да вылетел птах
Аллилуйя, аллилуйя, да вылетел птах.
Да полетел этот птах, да под небеса
Аллилуйя, аллилуйя, да под небеса.
Да все небеса растворилися
Аллилуйя, аллилуйя, растворилися.
Да все святые приклонилися
Аллилуйя, аллилуйя, приклонилися.
Да не есть ли этот птах, есть и Сын Божий
Аллилуйя, аллилуйя, есть и Сын Божий.
Есть Сын Божий, людям нам нужен
Аллилуйя, аллилуйя, людям нам нужен.
Людей помножил, хлеба зародил
Аллилуйя, аллилуйя, хлеба зародил.
Хлеба зародил, людей насытил
Аллилуйя, аллилуйя, людей насытил.
духовный стих
Мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», г. Санкт-Петербург
Художественный руководитель Юрий Чирков, хормейстер Игорь Петров
Задумайся человече
По всякай час смерти,
Сколько ни жить на сем свете,
Надо умерети.
Об роскошах забота
Полна помышляти.
А как придёт скорая смерть
Мы того не знаем.
А как придёт скорая смерть
Нельзя откупиться.
Махнёт косой, скажет – ступай
Полно суетиться
Ударили звонкие гласы
Последние за ними.
Все сказали – вечная память
По его скончине.
Все сроднички, приятели
Тело провожали,
Отец, мать, жена, дети
По ему рыдали.
Лежат кости нетленнае,
А тело потлело,
Пошла Душа отвечати
За каждое дело.
Пошла Душа по мытарству
За грехи страдати.
Там не помогут приятели,
Ни отец, ни мать.
Духовные, поминальные стихи и псальмы
Стремление души к добру, праведности, божественному свету, к освобождению от греха запечатлели тексты стихов и псальм, записанных на этом диске. В этих произведениях народной культуры, как в зеркале, отражаются и народное самосознание, и его религиозное чувство. В них – вера и почитание Христа, Богоматери, русских святителей. Возможно поэтому, несмотря на десятилетия запретов и гонений, духовные стихи сохранились в народной памяти и продолжают трогать сердца.
Прежде на Руси стихи пелись каликами перехожими, нищей братией. Артели богомольцев отправлялись на поклонение в монастыри по «завету», обращая свои молитвы за всю землю русскую Господу Богу, христианским святым. Переходя от деревни к деревне, от одной церковной обители к другой, они сказывали стихи о святых, праведниках, народных заступниках. Слушателей неизменно волновали вечные темы Страшного суда над грешным и несправедливым миром, воздаяния страдающим душам. Яркие и понятные ассоциации между образами духовных текстов и реальной действительностью лежали в основе их популярности.
Духовные стихи было принято исполнять в постовое время, когда существовали ограничения на звучание мирских песен. Пение стихов в это время было принято за совместной домашней работой.
В западной России исполнение духовных стихов нередко сопровождалось игрой на колесной лире (№ 14). Воспоминания о старцах лирниках, ходивших по деревням «Христа ради», сохранились в памяти крестьян до нашего времени.
Первые записи духовных стихов были выполнены еще в ХIХ веке вместе с «открытием» эпической традиции на Русском Севере.
Поразительно, что и сегодня мы все еще имеем счастливую возможность услышать и записать чудом сохранившиеся в русских деревнях «старшие» духовные стихи, притчи с библейскими и апокрифическими сюжетами. Среди них: «Голубиная книга», «Алексей Божий человек», «Лазарь бедный и богатый», «Георгий и Змей» (№ 3), «Хождение Богородицы» (№ 17), «Расставание души с телом» (№№ 6, 8, 11) и другие. (С течением времени эпические напевы оказались частично вытеснены более поздними интонациями, связанными с церковной, романсовой традицией). Популярность этих сюжетов связана с конфессиональной литературой, имевшей широкое распространение, в частности, на Русском Севере. Основное чтение долгими зимними вечерами составляли Жития святых, которые пользовались у крестьян особой любовью и вниманием. В стихах, бытующих в народе, соединились традиции письменной, христианской и устной, простонародной культуры.
В последние годы участники фольклорных экспедиций обнаружили яркую традицию бытования поминальных стихов (№№ 10, 15, 18) и псальм (№№ 1, 2, 4, 5, 12, 13, 16). Поэтические тексты духовного содержания с любовью переписываются в школьные тетрадки жителями деревень и поселков на Украине, в Белоруссии, Западной и Средней России, на Урале и в Сибири. Именно такая форма хранения и передачи текстов способствует их широкому распространению. Сюжеты и поэтические образы поминальных стихов сопровождают и «комментируют» ситуации похоронного и поминального обряда. Посредством поэтических образов устанавливается незримая связь между душой умершего и провожающими его близкими людьми. В поэтических текстах этих стихов звучат размышления о мытарствах души, покидающей этот мир, о бренности земного существования, о наказуемости греховной жизни. В более позднее время поэтические тексты складывались, в том числе, и профессиональными авторами, которые опирались на религиозную поэзию, священниками (№ 16).
Стихотворные произведения на духовные темы охотно создаются в старообрядческой среде (№№ 4, 5). Именно в среде старообрядцев соединились два некогда самостоятельных направления духовных стихов — книжных покаянных и народных эпических.
Записанные на данном диске песнопения духовного содержания звучат в исполнении жителей деревни Шарапово Смоленской области и фольклорных ансамблей из Петербурга, Москвы, Киева, Новосибирска, Твери, Омска, Первоуральска, Краснодарского края и Волгоградской области, перенимающих певческую традицию у народных певцов.
Составители надеются, что представленные стихи помогут слушателям прикоснуться к христианскому учению о добре и зле, сокровенным чувствам русского народа, понять многие шедевры русской культуры. Ведь стихи духовные — это тоже лицо России.
И.Б.Теплова
кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории