НАЧАЛО
Рассказывает руководитель ансамбля «Братина» – Юрий Ефимович Чирков.
В далёком 1976 году Анатолий Михайлович Мехнецов, на ту пору – зав. лабораторией народного творчества ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, организовал при консерватории замечательный фольклорный ансамбль, в котором пели преподаватели и студенты. Выступали в абонементных концертах, ездили в экспедиции по Псковской и Новгородской областям. А где-то в 86-м году в этот ансамбль пришёл Юрий Чирков.
Рядом с Анатолием Михайловичем Мехнецовым собралось немало талантливых ребят, которые с удовольствием (и на общественных началах) осваивали северную традицию Усть-Цильмы, Коми, Пинеги… В том числе и мужскую, которая на тот момент широкой аудитории была вообще неизвестна.
«Юрий Ефимович Чирков – один из тех редкостных общественных деятелей и музыкально одарённых в современной России людей, имена которых должны пользоваться столь же беспрекословным почётом, как, скажем, имя Ф.И. Шаляпина. Миссия наших соотечественников, в частности, Ю.Е. Чиркова знаменательна открытием недр устной народной праздничной традиции. Практик-этномузыколог, тонко чувствующий особенности народного пения, с 1995 года руководитель мужского фольклорного ансамбля казачьей песни «БРАТИНА», Юрий Ефимович использует современные звукозаписывающие средства и концертную эстраду как трибуну для возрождения национальных культурных ценностей. Поучительной является работа руководимого им коллектива по восстановлению песенных традиций Терских и Гребенских казаков: селений последних в Чеченской Республике не осталось, но их песни живы и составляют богатство звукового ореола всего Мира.
Песня – душа народа. Народ жив, пока поёт родную песню. Душа народа – это и человек Юрий Ефимович Чирков, который учит такой песне».
Директор Новгородского центра музыкальных древностей, Кавалер Международного Ордена Святого Константина Великого, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почётный гражданин Великого Новгорода В.И. Поветкин
ДОН: СЛАДКИЙ ПРЯНИК СРЕДИ СУХАРЕЙ
Во второй половине восьмидесятых фольклорное движение как раз набирало силу. В своей основе оно представляло женское начало. Женщины активнее стремились к народному искусству, были более инициативны. Женских коллективов существовало достаточно, и репертуар у них был богатый. Одни свадебные и календарные обряды чего стоят. А мужское начало могло проявиться по-настоящему только в воинской, казачьей песенной традиции.
Когда впервые услышали «Казачий круг» – это был шок! Донская казачья традиция, традиция воинская, по-настоящему мужественная, в которой есть, где разгуляться голосам, показалась «имбирным пряником среди сухарей».
«…А если говорить о деятельности «Братины», как «отложенной прибыли» нашего государства, то хочется именно сейчас, в этот момент жизни нашей страны, именно в эти дни сказать, что так не хватает того знамени патриотизма, что поднял ансамбль «Братина» на самых первых, самых передовых линиях сегодняшнего информационного фронта.
С уважением, Л. Штефан, бывшая жительница станицы Червлёная, была знакома с Т.Р. Мироновым и К.Л. Морозовым, казачья поэтесса, представитель землячества «червлёнчиков» – вынужденных переселенцев в Ставропольском крае, России и зарубежье, ныне жительница села Новозаведенного Георгиевского района Ставропольского края.»
Первый приезд «Казачьего круга» в Ленинград. Тогда они только выпестовались из Кабановской студии казачьей песни. Костюмов не было. Ребята вышли на сцену Глазуновского зала в обычных рубашках с завёрнутыми по локоть рукавами. Единственный «традиционный» элемент в одежде – сапоги. Но вот уже минуло почти тридцать лет, а до сих пор есть ощущение, что они выступали в казачьей справе, настолько это было ярко и незабываемо для всех, кто был в зале.
Они пели настолько убедительно и живо, что хотелось немедленно к ним присоединиться.
После того выступления зародилась идея взяться за донскую традицию. У нас сформировались очень тесные и доверительные отношения с «Казачьим кругом». Мы дружили, обменивались информацией и записями, ездили друг к другу в гости, сидели ночами с песнями, пели в автобусах, электричках и метро. Питерских и московских пассажиров наши песни вводили в настоящий транс. Нам это нравилось. Мы ощущали кайф от обратной, по большей части позитивной реакции людей.
«Государственный реестр казачьих войск России. Благодарственное письмо. Чирков Юрий Ефимович, выражаю Вам благодарность за бескорыстное служение святому делу возрождения и государственного становления казачества на Ставрополье».
Атаман Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска казачий полковник М.И. Серков. 30.10.2007 г.
ШЕСТЬ КАБАНОВСКИХ КАССЕТ
В 1992 году на фольклорном семинаре в Волгограде судьба свела меня с Андреем Сергеевичем Кабановым. Он, по своему обыкновению, проводил мастер-класс прямо со сцены зрительного зала. Попросил помочь спеть «Разродимую сторонку». Мне эта песня очень нравилась. Когда запели вместе, Андрей Сергеевич как-то по-особому на меня посмотрел. Познакомились. Стали общаться. Однажды он обратился ко мне: «Слушай, у меня есть записи. Их толком никто не поёт. Я дал «Казачьему кругу», но у них, в основном, донская традиция, а это Терек. Может быть, вы попробуете?»
Про Терек я тогда и не слышал. Знал, что есть терские казаки, и всё. Разумеется, я с удовольствием согласился: «Попробуем!» Мне передали шесть аудиокассет, на которых пели, в основном, легендарные 70-летние старики Т.Р.Миронов и К.Л. Морозов. Эти кассеты стали для нас судьбоносными и явились отправной точкой для создания ансамбля «Братина».
В 94-95 годах я познакомился с группой людей, которые знали меня по участию в консерваторском ансамбле и по моему тогдашнему коллективу. Сами ребята тоже что-то пытались петь. Решили объединиться: «Давайте соберёмся, попоём вместе где-нибудь. В Пушкине например…»
Собрались. Стали петь, опять-таки, репертуар «Казачьего круга». Понравилось. Начали встречаться более-менее регулярно, два раза в неделю. Попели год.
Путь «перепевания» «Казачьего круга» хорош до определённой стадии. Это лицо другого коллектива. Чтобы всерьёз осваивать традицию, надо найти свой путь.
Тогда-то я и вспомнил о кассетах Андрея Сергеевича Кабанова. Меня записи Миронова-Морозова после первого прослушивания убили наповал, а вот моих товарищей впечатлили далеко не сразу. Сначала мою эйфорию они не разделили. Всё-таки, Дон «слаще». Он более привлекательный, чем Терек. Там замечательная фактура, многоголосие, а здесь, в основном, пение двух-трёх человек, которые давали варианты уже утраченной фактуры. Понятно, что изначально терская традиция пения была далеко не двухголосная. Но мастерство исполнителей позволяло соткать реставрационную ткань многоголосной фактуры даже из двух голосов.
Я впервые на практике столкнулся тогда с удивительным явлением. Когда народных исполнителей мало, они ни одну строфу в песне одинаково не поют. В каждой строфе добавляются новые детали. Немножко по-другому запели, иначе подхватили. Появляются вариативные нюансы, которые позволяют в вертикальной расшифровке песни увидеть полноценную многоголосную симфонию! Увидеть только виртуально, потому что, слушая записи, обычный человек этого многоголосия, конечно, не услышит.
АСИМЕТРИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
За годы работы с терской традицией я слышал в свой адрес множество нареканий – и не только от обычных любителей казачьей песни, но и от специалистов. Меня обвиняли в том, что я «насочинял», «напридумывал» на основе двухголосной традиции что-то своё. Приходилось объяснять людям с музыкальным образованием элементарные вещи, рассказывать о полной импровизационности, неповторяемости народного распева, о его вариативности, творческой сути. Увы, в абсолютном большинстве музыкальных колледжей и вузов, этому не учат.
Один раз записал песню, а будешь записывать во второй раз, она прозвучит совершенно по-другому. Народные исполнители споют, используя, вроде бы, тот же набор традиционных приёмов, но в совершенно другой, непредсказуемой последовательности. Это удивительное чувство друг друга в коллективе – не важно, поют ли пять человек, три или два. Получается потрясающе сыгранная команда, в которой каждый знает, что нужно делать, если к нему придёт очередной «пас»: «Ага, если он сейчас пошёл резко наверх, я должен уйти на середину». Они не договариваются об этом. Они создают песню в процессе исполнения.
Процесс исполнения – это потрясающая игра, дважды одинаково не повторяемая. И в этом интрига. Ты не знаешь, что и как сейчас повернётся. Сохраняются канва и стиль исполнения, но приёмы и импровизационность тех или иных музыкальных фраз всегда разные. Гениальность традиционной народной культуры проецируется не только на песню, а на всё: на рукоделие, на ремесло, на архитектуру…
Приглядитесь к старинным домам. Окно. Вроде бы, одинаковый орнамент на наличниках, а внимательнее посмотришь – слева рисунок один, а справа – немного другой. Но в целом они составляют нечто единое. Традиция ассиметрична. Это живой организм. Симметрия разрушает принцип импровизации и становится мёртвой застывшей формой.
«Ансамбль казачьей песни «Братина» награждается специальной премией, учреждённой Александро-Невской Лаврой, за высокий профессионализм, вклад в патриотическое воспитание, возрождение народных традиций, бескорыстную любовь к народному искусству и щедрость души участников ансамбля». Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Архимандрит Назарий
ПРОТОЧНАЯ ВОДА
Мы осваивали репертуар, доставшийся нам в кассетных записях, пели, репетировали, пробовали выступать. Но лишь в 1996 году впервые попали в Ставропольский край. Оказались в казачьей станице Галюгаевской, на самой границе с Чечнёй. Чеченские аулы были на другой стороне Терека. Мы даже слышали, как проходят намазы.
Встречи с народными исполнителями на празднике станицы произвели на нас колоссальное впечатление! Именно после той поездки мы с ребятами и решили, что отныне будем основательно изучать, осваивать и воспроизводить гребенскую и терскую традиции, а ансамбль будет называться ансамбль «Братина».
Первый концерт «Братины» состоялся в том же 1996 году в начале мая. В замечательном Дубовом зале Дворца Романовых собралось много народа. Концерт прошёл великолепно!
Из того состава «Братины» в нынешнем остались двое – Константин Захаров и я, Юрий Чирков.
Любительский коллектив – это живой организм. И если он не будет подпитываться проточной водой, то наступит застой.
За двадцать лет случалось у нас, конечно, всякое. Были и недопонимания, и обиды друг на друга. Были и естественные жизненные обстоятельства. Кто-то уехал учиться, кто-то женился, кто-то пересмотрел свои взгляды и пошёл в другую сторону. Это естественный процесс.
«БРАТИНА» – МУЖСКОГО РОДА
Мы возрождаем мужское начало через мужскую песенную традицию. Это было и остаётся очень важным аспектом нашей деятельности. Потому что уже тогда, в конце девяностых, пошла эта «ржа», началось разъедание и размывание мужского стержня в обществе.
Сегодня это вылилось в известные европейские течения, призывающие нас к стиранию гендерных граней. Из нас хотят создать нечто «среднее». Но пример сотен песен, баллад, былин, уходящих корнями в IX-X века, показывает, что традиционная культура тысячелетиями сохраняла две формы, два рода – мужской и женский. Вспомним: «Закатилась яна красная солнышка…». «Лежит яна тела белая-молодецкая…», «Пришла яна, пора-времечка….» Средний род появился в русском языке лишь пару столетий назад. В нашей живой природе нет ничего, что подходило бы под «средний род». Существует мужское и женское начало, залог возрождения, продолжения жизни, её преумножения. Как только мы придём к «среднему роду», человечеству наступит конец.
НАШ ПЕРВЫЙ ДИСК СКАЧИВАЛИ ЦРУ И МОССАД
Сегодня, переслушивая первый альбом «Братины» – «Вдоль по линии Кавказа», я слышу, конечно, как много в нём наива, несовершенства. Диск был издан в 2002 году. Дефицит подобной продукции тогда был огромный. Это при том, что несметное количество CD с попсой и шансоном продавались на каждом шагу. И вдруг выходит такой странный диск с традиционными казачьими песнями.
Сейчас с высоты нашего двадцатилетнего опыта, навыков и понимания традиции, мы, безусловно, перепели бы того же «Офицерика» или «Шамиля» по-другому. Но на момент выхода первый диск стал настоящим прорывом. И значение его, конечно, велико как для каждого из нас, так и для популяризации терской и гребенской традиции в целом. Это сравнимо с первой ступенью разгонного блока ракеты. Мы находили подтверждение этому в разные годы во время экспедиций. Скажем, приехали в дальний «медвежий угол» Дагестана, Тарумовский район, село Таловка. Зашли в местный клуб и услышали там звучание диска «Братины»! Как он там оказался – одному Богу известно. Или другой пример. Ребята из консерватории поехали в Пермский край, тоже Бог знает, в какую глушь, и обнаружили, что бабушка, которую они собирались записывать, слушает «Братину»! Альбом «Вдоль по линии Кавказа».
Именно после выхода этого альбома вся Россия запела «Шамиля» и «Офицерика», «Кукушечку» и казачьи лезгинки.
Интересно вспомнить историю создания диска «Вдоль по линии Кавказа». Мы столкнулись с, казалось бы, неразрешимыми проблемами. Студия, помещение, само издание – всё это стоило приличных денег. А где их взять?
Выручил Интернет, эра которого тогда только зарождалась. В сети мы подружились с Артёмом Кочуковым, москвичом, который тогда работал в США, в Атланте. Он был создателем одного из лучших казачьих сайтов (www.cossackweb.narod.ru), какие можно было найти в сети на то время. Артём, узнав, что «Братина» хочет записать диск, предложил: «Давайте кинем клич! У меня здесь много знакомых казаков, которые переехали жить в Америку». Действительно, кинули клич, и человек десять откликнулись. Плюс к этому нашлись люди и в России, которые поддержали наш скромный проект и помогли выпустить хорошо оформленный диск в комплекте с буклетом и расшифровкой текстов песен. Конечно, потом все эти люди получили экземпляры дисков, чем были очень довольны.
Демоверсию альбома Артём выложил на своём сайте. Смог даже проследить статистику посещений по нескольким странам и выслал её мне. Самыми популярными оказались треки «Шамиль», «Офицерик» и «Куда летишь, кукушечка», наши «хиты». Но удивительное было не это. Оказалось, что самое активное скачивание осуществлялось с сайтов Госдепа США! На втором месте стоял сайт ЦРУ. Затем шчкии сайты разведки Моссада, МИ-6, и лишь после них в списке значились простые пользователи.
Что за загадка? Сначала мы подумали, что спецслужбам западных стран стало интересно, что происходит с биологическими ритмами человека во время исполнения традиционных русских песен. Тема традиционных народных исполнителей была для них важна с точки зрения расшифровки национального кода.
Выдвигались и другие версии такого неожиданного интереса иностранных спецслужб к нашим песням. А оказалось всё просто. Во всех этих ведомствах работают выходцы из России. В том числе и казаки. Хотя, одно другому не мешает. Если человек работает на другую страну, он использует полученную информацию по назначению.
Последующие альбомы тоже создавались как ступени нашего духовного и творческого развития, исполнительского опыта, профессионального опыта руководителя. Это как ребёнок растёт, его ставят к притолоке и делают метку. Следующую метку ставят через три года, уже повыше. Потом – ещё выше… Хорошо, когда этот рост есть, и есть ещё куда расти.
НЕ ОСВАИВАЙТЕ ТРАДИЦИЮ ПО «БРАТИНЕ»
Недавно я разговаривал с режиссёром одного московского фольклорного театра. Он смущённо признался мне: «Мы подготовили спектакль по терской традиции. В этом спектакле вы являетесь нашим наставником». – «В смысле?» – «Мы поём практически все песни, которые поёт «Братина».
На мой взгляд, взгляд музыканта, этого делать нельзя. Традицию надо брать из первоисточника. Иначе получается испорченный телефон. Мы же не являемся носителями традиции, как Миронов и Морозов. Мы всё равно вторичны. «Братина» пытается перенять и освоить терскую традицию, но у нас есть своё понимание. Мы привносим в исполнение свои ошибки. Когда эти ошибки множатся и начинают клонироваться по цепочке, это опасное для творческого процесса явление.
Мы были потрясены, узнав, что в Челябинской Академии культуры и искусства (и не только там) есть предмет «Братиноведение». Почему? Зачем? Челябинская область изобилует своими носителями традиции, этнографическими народными коллективами. На это и нужно ориентироваться.
Вот, например, наши коллеги и единомышленники стараются передать традицию тех мест, где проживают – это «Бузулук», «Старина», «Воля» (г. Первоуральск), «Воля» (г. Воронеж) и другие. Или традицию тех мест на которых специализируются, с которыми успели сродниться, записи которых системно изучают – это «Народный праздник», «Казачий круг» и многие другие. Понятно, что основная часть населения не может просто сесть на поезд и поехать в какое-нибудь Большебыково или Подсереднее. Коллективы, которые я назвал, как раз и отвечают за то, чтобы перенять эту традицию, спроецировать её на сцене, сформировать и воплотить хотя бы примерное представление о том, что есть определённая традиция, состоящая из определённых элементов – от костюмов до обрядовых песен, т.е. то что мы называем этнокультурным комплексом.
Мы – городские жители. Мы не живём и не жили в той среде, в которой жили народные исполнители. Мы, по условиям нашего существования в мегаполисе, и в музыкальном, и в мировоззренческом плане очень сильно от них отличаемся. И не в лучшую сторону. Мегаполис формирует нас, хотим мы этого или нет. Заставляет мыслить иначе, чем мыслили наши предки. В том числе, и в области музыкального мышления. Мы мыслим с точки зрения современных теорий музыки и гармонии. Предки этими категориями не оперировали, они были свободны от этих стереотипов. Научиться мыслить так, как они, нам чрезвычайно тяжело. Мы прилагаем неимоверные усилия для того, чтобы освободиться от знаний и стереотипов, которыми уже напичканы к зрелому возрасту. Сумеем освободиться – сможем адекватно воспринимать и понимать истоки традиционной народной культуры так, как воспринимали их предки.
«Уважаемый Юрий Ефимович! Благодарим в Вашем лице Фонд казачьей культуры г. Санкт-Петербурга за годы плодотворного сотрудничества. Фонд осуществляет широкую деятельность по сохранению, воссозданию и развитию традиционной культуры Российского казачества не только в Санкт-Петербурге, но и во всех регионах локального проживания казаков. Огромной популярностью пользуется Ваш замечательный коллектив «Братина», поднявший из архивов и почти небытия знаменитую терскую традицию, ансамбль, являющийся одним из лучших и авторитетнейших фольклорных коллективов России… С уважением, Начальник отдела культуры, молодёжи и спорта Администрации Кумылженского муниципального района, художественный руководитель ансамбля «Старина» Е.В. Фирсова 20 октября 2008 г.
В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИМСЯ
Итак, «Братина» развивалась, и время от времени выпускала новые альбомы. В них, например, впервые прозвучала былина «Не по морю…» в том варианте, в котором она пелась на Тереке, а именно в станице Червлёная.
На протяжении двадцатилетней истории «Братины» отношения ансамбля с власть имущими складывались по-разному. А если быть до конца честными, то чаще совсем не складывались.
У нас интересная страна. Если человек находится внутри определённой государственной структуры, тогда возможно, что власть будет в нём заинтересована хотя бы для отчета. Ансамбли «Казачий круг», «Народный праздник», «Братина» и им подобные – это не структура. Это просто люди. Это, как сегодня модно говорить, «инициатива гражданского общества», которая априори никогда никем не организовывалась, не управлялась и, соответственно, не финансировалась. В середине 80-х было расхожее словосочетание «неформальное объединение». Так вот, мы относимся к неформалам.
Мы тут к юбилею стали вспоминать, где за эти годы собиралась на спевки «Братина». И на квартирах, и в офисах разных партий, и при Доме книги, и в Красном уголке Зеркального завода, и даже в инвалидных обществах. Десять лет собирались в неотремонтированном помещении в Малом Гостином дворе, в доме, определённом на капремонт. Нас просто пускали к себе добрые люди, всё опиралось исключительно на личные отношения.
С точки зрения здравого рассудка, просветительская, подвижническая, реставрационная и сохранная деятельность «Братины» это, безусловно, отложенная прибыль нашего Государства. Прибыль, в первую очередь, духовного и национально-культурного обогащения нашего общества. Но на сегодня ни один экономист в России не может подсчитать эту отложенную прибыль. Она не поддаётся тем экономическим и государственным формулам, которыми сегодня апеллирует наше правительство. У нас есть программы, которые возрождают экономику, отраслевые направления, образование, медицину… Но почему-то традиционная народная культура в список этих программ не входит, а если и входит, то в каком-то извращённом понимании. Официальные власти воспринимают только культуру «культпросвета», которая теплится в стенах клубной системы. А всё, что вне этих стен, не подлежит никакому учёту, а значит, не существует. Структура есть, если за неё можно отчитаться, ею управлять, финансировать, казнить или миловать. А если структура существует параллельно государству, то в расчет её не берут, не обслуживают и не обсчитывают, и уж, тем более, не награждают, даже посмертно!
Удивительный феномен: «Братину», «Казачий круг» знают во всей России. Конечно, и в Министерстве культуры о нас знают. То есть, знают «по факту», но документально, на правовой основе нас для них нет. Практических шагов по оказанию помощи от государства я не помню. Единственное, что нам удалось – это заинтересовать Питерские власти в лице депутата Законодательного собрания Олега Нилова. Были десять лет успешного сотрудничества – одна из площадок выступления «Братины» и тех коллективов, которые «Братина» приглашала на свои фестивали «Слава казачья…», был зал Ротонды Законодательного собрания. Так что действуют только личные контакты и личная духовная заинтересованность конкретного человека.
«За заслуги и существенный вклад в дело сохранения духовного и исторического наследия, развития творческого и духовного потенциала выражается благодарность фольклорному ансамблю «БРАТИНА» (Санкт-Петербург, Ю. Чирков)».
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.А. Тюльпанов
«Уважаемый Юрий Ефимович! От имени администрации города Ставрополя примите искренние слова благодарности за неоценимый вклад вашего коллектива в развитие культурного наследия нашей страны, сохранение и продолжение песенных традиций казачества.
Яркий и самобытный ансамбль по праву славится высокой культурой, обширным репертуаром и неповторимым исполнительским стилем. Но главное богатство «Братины» – это коллектив единомышленников, бескорыстных, влюбленных в искусство и преданных своему делу.
Ваш беззаветный труд, мастерство, талант и преданность своему делу вызывают признательность и уважение благодарных зрителей. В наше непростое время ваше творчество несёт людям свет, радость и надежду».
Глава города Ставрополя Д.С. Кузьмин
СВОБОДУ НЕ КУПИШЬ
Фольклорный ансамбль предполагает градацию по количеству. По классическим канонам до двенадцати человек – это ансамбль, после двенадцати – уже хор. Мы посчитали, за двадцать лет через ансамбль прошло тридцать два человека. Тридцать два мужчины. Сегодня они все заняты в разных сферах, в том числе и в сфере традиционной культуры, как, например, Игорь Петров и Александр Маточкин.
Из Саратовской губернии мне недавно написал один молодой человек: «Юрий Ефимович, можно устроиться на работу в ансамбль «Братина»?» Когда я пытаюсь объяснить, что ансамбль «Братина» не является хором с зарплатой и ставками, люди очень удивляются: как это, вы, такой известный коллектив, и не получаете зарплату?
Да, такова судьба этого странного коллектива, у которого до сих пор ни кола, ни двора и не зарплаты.
Свобода, в том числе творческая, духовная, гражданская, за деньги не продаётся. Даже за большие деньги. «Официальные» коллективы должны отрабатывать определённое количество концертов, а к нам в «Братину» приходят не за этим. Приходят состоявшиеся люди – бизнесмены, преподаватели, кандидаты наук… Приходят люди, которые не имеют музыкального образования и диплома, но безумно хотят петь. Когда они вникают в тонкости традиции, их уже никакой метлой отсюда не выгнать.
Я считаю, мы и так служим своему государству. Не власти, а именно Отечеству, которому необходима наша деятельность в области сохранения национальной культуры, мужской традиции и просвещения молодого поколения. Вот это и есть для нас патриотизм!
«В Русском музее Санкт-Петербурга 19 октября 2006 года в знаменательную дату: день окончания обучения в Царскосельском лицее нашего великого русского поэта Александра Пушкина, под сводами Большого зала Мраморного дворца, филиала Русского музея торжественно прозвучала мелодия старого русского гимна «Боже, Царя храни!» Гимн прозвучал по моей просьбе в честь Великой России, Великой столицы, Великого князя Константина Романова, во дворце которого была развёрнута моя выставка живописи «Мой ХХ век». Аккапельное пение в исполнении мужского фольклорного ансамбля казачьей песни «Братина» под руководством Юрия Чиркова произвело на присутствующих неизгладимое впечатление. Через исполнение гимна и традиционных казачьих песен создалась атмосфера соединения Великого прошлого России с её настоящим. Так в этот день слились воедино хоровое пение с изобразительным искусством.
В дальнейшем мне совместно с ансамблем довелось провести целый ряд выставок в различных городах России: Владикавказ, Липецк, Псков, Москва. Персональные выставки, прошедшие совместно с «Братиной», позволили мне достойно, на высоком художественном уровне провести своеобразный «Казачий сезон», заключительным аккордом которого стали презентация и выход в свет аудио альбома «Терек Горыныч» (традиционные песни терских и гребенских казаков), посвященного известному на Кавказе казачьему роду Вертеповых, потомком которого я являюсь.
Таким образом, творчество «Братины» и её художественного руководителя Ю.Е. Чиркова внесло в мою жизнь так необходимый прилив творческих сил и укрепило мою беззаветную преданность великому русскому искусству».
Пётр Оссовский, Народный художник СССР, Лауреат премии СССР и Международной премии М.А. Шолохова, Действительный член Российской Академии Художеств. 26 апреля 2009 г.
ДЛЯ МОЛОДЫХ МЫ – МАРСИАНЕ
Хватит зазывать молодёжь в концертные залы, даже очень статусные и привлекательные. Надо самим идти в студенческие, школьные аудитории, в детские сады.
У ансамбля «Братина», стало доброй традицией проводить такие встречи в форме беседы, когда глаза в глаза, рука за руку. И мы видим потрясающий живой отклик. Причём специально не надеваем никакую справу, чтобы люди не отвлекались ни на кинжалы, ни на газыри, папахи и т.д. И когда 8-10 мужчин начинают петь былину, у 18-20-летних девочек выступают на глазах слёзы. Спрашиваем: «Что ты плачешь? Тебя кто-то обидел?» – «Нет. Я впервые слышу настоящих мужчин!» Мы далеко не мачо и возраст уже солидный. Значит, нам удалось задеть какие-то другие резонансные точки, другие струны её души. Чем задеть? Не ирокезом на голове, не модными штанами, а именно традиционной, по-настоящему мужской воинской песней. Многовековой былиной.
Если понаблюдать за реакцией молодых ребят во время выступления ансамбля, то некоторые вообще не понимают, что происходит. Такое впечатление, что мы для них – марсиане и говорим о вещах, о которых они вообще не слышали. И это, в своей основе, русские ребята. А говорили мы об их, наших истоках, об их, нашей культуре, об их, наших предках. Мы теряем поколение, которое должно воспринимать собственную культуру априори, как нечто абсолютно естественное. Не важно, чем ты занимаешься по жизни. Речь идёт об естественной духовной основе твоего жития на территории своего Отечества.
«Награждается фольклорный ансамбль «БРАТИНА» за оказание содействия личному составу Объединённой группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе в выполнении возложенных на них служебно-боевых задач, активное участие в военно-патриотическом воспитании военнослужащих и высокое исполнительское мастерство».
Командующий ОГВ(с) в СКР генерал-лейтенант Я.В. Недобитко июль 2007 г.
СТЕРЖЕНЬ
Будут ли у «Братины» новые альбомы, новые экспедиции, новые выступления? В этом нет сомнений. Мы не стоим на месте, мы развиваемся. Развиваемся, не просто прирастая репертуаром и ничего не меняя. Мы и сами меняемся. В первую очередь, духовно. Сейчас на наш огонёк, на чайный стол собирается всё больше хороших людей. Я горжусь тем, что сегодня «Братина» – это коллектив непьющих и некурящих людей. Духовное здоровье влечёт за собой физическое и моральное здоровье. Мы дружим с приходами. Нас узнают на Северном Кавказе, на Дону, на Кубани, за Полярным кругом, на Урале. Приглашают выступать, но для нас это непросто. Люди все занятые. Стимулов к «гастрольной деятельности» у нас нет, хотя нас не раз звали на гастрольные туры. Иногда хочется пообщаться с конкретной целевой аудиторией. Скажем, выехать с концертами на передовую в ЛНР для нас оказалось более престижным, чем поехать по приглашению в Финляндию. И ничуть об этом не жалеем.
С одной стороны, я понимаю, что ответственность на нас огромная и воз, который мы взялись везти, не лёгок. За Дон я не беспокоюсь. В одной Москве и на Дону можно насчитать огромное количество коллективов, поющих донскую традицию. А вот терцев и гребенцов поют мало. Коллективы есть, но, в основном, сценической направленности. Всё уходит во внешнюю форму без глубокого понимания содержания материала. В этом плане «Братина» на сегодня остаётся единственным и уникальным коллективом.
Возникла инициатива землячества станицы Червлёная. Оттуда к нам пришли коллективные письма. В том числе и от родственников легендарного народного исполнителя Миронова, которые живут, в основном, в Ставропольском крае. Люди пишут о традиции, о том, какое значение для них, вынужденных переселенцев, имеет то, что мы поём их песни, которые пел их дед и прадед. Они постоянно благодарят за те ролики, которые мы выкладываем в интернет. Ради этого стоит жить и стоит петь. Потому что нет ничего дороже на свете человеку, чем Родина. Малая родина – это песенно-материальная память о его предках. Мне кажется, это тот стержень национальной идеи, вокруг которого объединяет людей мужской ансамбль казачьей песни «Братина».
«…песни гребенцов и терцев, особенно протяжные, относятся по сложности исполнения к вершинам народного мастерства. Фольклорный коллектив в совершенстве овладел техникой исполнения, а главное – постиг душу казачьей песни, о чём свидетельствуют до отказа заполненные залы, где выступает с концертами «Братина…». Кандидат филологических наук, доцент Тверского госуниверситета, Ветеран труда Е.М. Белецкая
Текст редактировала Наталья Харпалева – http://natalyushko.livejournal.com/1065821.html